Торговые раунды гатт и вто. Дохийский раунд переговоров, длившийся более семи лет, провалился Всемирная торговая организация учреждена

Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 160 стран (по состоянию на 26 июня 2014 г.)
Бюджет: 196 млн.швейцарских франков на 2011 г.
Штат Секретариата: 640 сотрудников
Глава: генеральный директор

Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

    получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

    устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

    возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. Тексты многосторонних соглашений Вы можете посмотреть

Приложение 1А:

Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Наименование соглашения

Краткое описание

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Соглашение по сельскому хозяйству.

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде.

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм.

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений)

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Соглашение по предотгрузочной инспекции.

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Соглашение по правилам происхождения.

Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования.

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

Соглашение по защитным мерам.

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

Приложение 1В:

Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Приложение 1С:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО

Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

  • Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
  • Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд)

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам завершившего Уругвайский раунд министерского совещания в Марракеше (Марокко) в 1994г., а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы (вариант «ноль на ноль», «гармонизация торговли химическими товарами», «текстильная гармонизация»), участники которых берут на добровольный основе обязательства по максимальной либерализации доступа в соответствующие секторы национального рынка. Участниками секторальных инициатив в основном являются развитые государства.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, - неизменными остаются базовые принципы ГАТТ/ВТО. В рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. В ходе продолжающихся МТП рассматриваются возможности включения в сферу деятельности ВТО новых актуальных вопросов.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).

Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров.

Третья Министерская конференция состоялась в ноябре-декабре1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена анализу выполнения (имплементации) странами-членами соглашений Уругвайского раунда, а также открытию нового раунда МТП. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда и рассмотрение которых было отложено до следующих этапов МТП (т.н. «встроенная повестка» дня). Речь шла о таких вопросах, как сельское хозяйство, торговля услугами и др., Также в ходе нового раунда предстояло выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами как по принципиальным проблемам в целом, так и по новым сферам, в частности. Выявились значительные разногласия и между ведущими игроками ВТО - ЕС, США, Япония, Канада (так называемая группа «квадро»), - стратегические подходы которых к проведению нового раунда оказались различными.

В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение некоторых вопросов «встроенной повестки» Уругвайского раунда. В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение предложений стран-членов относительно эволюции некоторых Соглашений ВТО, а также о других сферах деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между различными группами государств и отдельными странами-членами ВТО, работа строилась на поиске компромиссных решений.

9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция. В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО. Он получил название «Раунд развития». В программу переговоров включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Кроме того, в программу вошли и вопросы «встроенной повестки». Особое место в программе переговоров заняли вопросы снижения поддержки сельского хозяйства в развитых странах.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика). На ней предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Однако из-за наличия глубоких разногласий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и т.н. “сингапурским вопросам” (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли) конференция закончилась практически безрезультатно. Неудача конференции в Канкуне нарушила первоначально установленные сроки окончания переговоров Доха раунда – 1 января 2005 г. В июле 2004 г. в Женеве между членами ВТО было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, в частности, было зафиксировано общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.

Шестая Министерская конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и пределяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения:

    Экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г.;

    Хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г.;

    К 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран;

Российская делегация использовала свое участие в конференции в Гонконге для интенсивного продолжения переговоров о присоединении к ВТО.

21-30 июля 2008 г. в Женеве прошла мини-конференция стран-членов ВТО, в которой участвовало около 40 стран. В результате интенсивных переговоров участникам удалось значительно сблизить позиции по наиболее сложным и чувствительным вопросам повестки Дохийского раунда (сельскохозяйственные субсидии и тарифы, промышленные тарифы). Однако общей договоренности о путях завершения раунда достигнуто не было.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. им стал француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС (до 11. 2004 г.)

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционируют другие специализированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

В настоящее время (октябрь 2008 г.) полноправными участниками ВТО являются 153 государства, причем только 25 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (2001г.), Тайвань (2002г.) и Армения (2003 г.), Македония (2003г.), Непал (2004г), Камбоджа (2004г.), Саудовская Аравия (2005г.), Вьетнам, Тонга (2007г.), Украина, Кабо Верде (2008г.)

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна).

Прежде всего переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

    Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

    Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

    Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

    Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Всемирная торговая организация (англ. World Trade Organization – WTO) — международная экономическая организация, создающая определенные условия торговли на территории стран-участниц.

История создания ВТО

ВТО была создана 01 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений между странами-участницами. Образована она на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Сам исторический факт создания Всемирной торговой организации произошел в городе Марракеш (страна- Марокко) в апреле 1994 года. Вследствие чего договор стран о создании единых правил торговли называют «Марракешским соглашением». Однако датой начала функционирования организации является 01 января 1995 года, поэтому эта дата признается как дата создания. На дату начала функционирования ВТО в состав входили 76 стран.

Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.

Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.

Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.

Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.

На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).

Принципы Всемирной Торговой Организации

  • Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.

Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;

  • Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
  • Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.

Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.

На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.

В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.

Для того чтобы выйти из ВТО необходимо направить письменное уведомление на имя генерального директора Всемирной торговой организации, в тором необходимо прописать свое желание покинуть данное объединение. Через шесть месяцев членство будет признано законченным. Стоит заметить, что в истории существования ВТО не было ни одного заявления с подобным ходатайством.

Функции и задачи ВТО

Основные функции ВТО заключаются в следующем:

  • мониторинг коммерческой политики государств-участников;
  • контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
  • организация переговоров между странами-участницами ВТО;
  • обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
  • поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
  • разрешение спорных вопросов.

Исходя из перечисленных функций ВТО можно смело утверждать, что основной задачей Всемирной торговой организации является организация взаимодействия стран-участниц между собой, вследствие чего – спорных вопросов, которые могут появиться на этапе взаимодействия нескольких сторон.

Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.

Структура ВТО

Так как уже в 2015 году насчитывалось 162 страны-участницы, при этом страны объединены одном единственным критерием – торговлей, при этом это страны с разным национальным языком, вероисповеданием, уровнем экономики и .

Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Россия в ВТО

В 1995 году властями Российской Федерации было сделано официальное требование о предоставлении права вступить во Всемирную торговую организацию.

Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.

С этой страной продолжались переговоры на протяжении шесть лет. Однако после многочисленных встреч и проведенных реформ в сельскохозяйственном секторе экономики России был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.

Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).

Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.

В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.

В октябре 2011 года при содействии властей Швейцарии было сформулировано соглашение между Россией и Грузией по урегулированию спорных вопросов, что обеспечило поддержку РФ даже со стороны этого оппонента. Официальной датой присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации является 22 августа 2012 года с присвоением постоянного порядкового номера – 156.

Такова была не простая история вступления России в ВТО.

Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.

Дохийский раунд переговоров, проводившийся в рамках Всемирной торговой организации с 2001 года, в течение многих лет балансировал на грани срыва. Страны с развитой и развивающейся экономикой пытались договориться о либерализации торговых барьеров. Однако сытый голодного не разумеет, равно, как и наоборот, и долгая история споров и рассуждений 29 июля завершилась провалом. Никаких перемен в мировой торговле не произошло.

Эволюция

К своему нынешнему виду Всемирная торговая организация (ВТО) шла сложным путем последовательных эволюционных преобразований, одним из которых мог стать Дохийский раунд переговоров. Первым в 1946 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), определяющее таможенные ставки и торговые квоты, которые были призваны наиболее эффективно поддержать послевоенную экономику стран.

С развитием технологий и финансовой системы соглашение ГАТТ потребовало расширения до новых областей, например, интеллектуальной собственности, услуг, капитала и сельского хозяйства. Появилась необходимость создания единой организации, которая стала бы следить за исполнением всеми странами-членами торговых соглашений.

Прежде, чем торговая организация оформилась в конце 20 века, страны-члены ГАТТ провели несколько переговоров, самыми долгими из которых стали раунд Кеннеди, продлившийся с 1962 по 1967 год, и Уругвайский раунд, на который ушло 8 лет. В 1995 году появилась ВТО.

Дохийский раунд должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран-членов ВТО.

В мае 2008 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что Дохийский раунд закончится успешно с вероятностью в 60 процентов. Однако согласие достигнуто не было - ни одна из сторон не захотела идти на уступки, считая именно свою систему субсидирования сельского хозяйства и таможенных пошлин наиболее выгодной для отечественных производителей.

Между Сциллой и Харибдой

Девять дней назад, когда начинались нынешние переговоры в рамках Дохийского раунда, многие из стороны договорились практически по всем пунктам нового соглашения о свободной торговле. Китай, США и Евросоюз согласовали даже компромиссные условия по вопросам снижения импортных тарифов и сокращения субсидий сельскому хозяйству.

Компромиссные условия предусматривали, в частности, что развивающаяся страна может повысить ввозные пошлины на конкретную сельхозпродукцию, если ее импорт увеличится более чем на 40 процентов. Позже некоторые пункты компромиссного соглашения вызвали недовольство сторон. В частности, Индия стала настаивать на том, чтобы этот порог был снижен до 10 процентов.

В ходе переговоров Содиненные Штаты выступали против позиции Индии, Китая и Индонезии, предусматривающей принятие мер по защите отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта. При этом китайская сторона заявила, что Вашингтон старался акцентировать переговоры на тех сферах, в которых у Запада есть преимущество. Речь шла о машино- и автомобилестроении.

Совершенно особую позицию заняла Франция. Представитель французского правительства Люк Шатель (Luc Chatel) заявлял, что Франция не станет подписывать соглашение о либерализации мировой торговли в его нынешнем виде. По его словам, необходимо защищать интересы европейской промышленности. Кроме того, недовольство Франции вызвало отсутствие договоренности указывать географическое происхождение на продовольственных товарах, особенно, вине. Об отказе подписывать итоговое соглашение также заявлял и президент Франции Николя Саркози.

Тем не менее некоторые подвижки в рамках переговоров сделаны все же были. Так, Евросоюз и США предложили сократить собственные сельскохозяйственные субсидии. Соединенные Штаты согласились снизить госинвестиции в сельское хозяйство с 48 миллиардов долларов до 15 миллиардов долларов, а Евросоюз - на 60 процентов.

В любом случае это заявление было воспринято развивающимися странами двояко. Дело в том, что по данным Торгового представительства США, за последний год американское сельское хозяйство получило лишь семь миллиардов долларов, поскольку из-за ипотечного кризиса появилась необходимость уделять большее внимание другим секторам экономики. Примерно такая же ситуация сложилась и в Евросоюзе, который также может позволить себе безболезненно уменьшить объем инвестирования в сельское хозяйство.

Не исключено, что именно поэтому развивающиеся страны отвергли предложение США и ЕС. Ведь, по заявлению бразильской стороны на предыдущих переговорах итак были сделаны значительные уступки. По мнению Китая, он имеет право устанавливать высокие защитные тарифы на сахар, хлопок и рис. Вдобавок, представитель КНР заявил, что в проекте соглашения о либерализации торговли развитые страны получают слишком серьезные экспортные преимущества в области машиностроения, торговли автомобилями и химикатами.

Самые маленькие

За долгие годы обсуждения документ о либерализации торговли претерпел ряд серьезных изменений. Изначально целью Дохийского раунда переговоров, помимо торговли, было усиление глобального экономического роста и оказание помощи миллионам людей, живущих за чертой бедности. Во всяком случае, именно такие цели ставили перед собой около 150 переговорщиков, начинавших Дохийский раунд. Но в скором времени акценты сместились на сельское хозяйство.

Кроме того, за последние пару лет Дохийский раунд превратился в переговоры между крупнейшими игроками на мировом рынке. По заявлению Эдуардо Эрмиты (Eduardo Ermita), управляющего делами президента Филиппин, маленьким странам было трудно добиться того, чтобы их выслушали. "Переговоры превратились в противостояние позиций: того, что хотят США, что хочет Китай, что хотят США от других больших стран", - сказал он.

Похоже, что в будущем мольбы беднейших стран услышаны не будут вовсе. Этому поспособствует и разгорающийся во всем мире продовольственный кризис, и предстоящие политические перемены в США. Не исключено, что после выборов новое правительство Соединенных Штатов сконцентрируется на защите собственной экономики, изрядно потрепанной ипотечным кризисом, а вовсе не на нуждах развивающихся и бедных стран.

Международные торговые переговоры в ВТО, как и в ГАТТ, проводятся раундами. Сначала участники согласовывают повестку будущего раунда, затем высшим органом ВТО - Министерской конференцией принимается решение о запуске раунда, и начинается переговорная работа по всем пунктам его повестки. Традиционно в ВТО соблюдается «пакетный принцип», в соответствии с которым раунд не завершается, пока не найдены решения по всем вопросам его повестки.

Итоги последнего, Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг., результатом которого, собственно, и стало создание ВТО) носили во многом незавершенный характер. Многие члены ВТО были заинтересованы в дальнейшем совершенствовании торговой системы.

Новый (текущий) раунд многосторонних торговых переговоров был начат в ходе четвертой Министерской конференции ВТО, прошедшей в ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе. Он получил название Дохийский раунд. Членам ВТО удалось согласовать весьма широкую по своему охвату и амбициозную по заявленным результатам повестку многосторонних переговоров – так называемую Дохийскую повестку развития (DDA – Doha Development Agenda).

Заявленная задача раунда – продолжить процесс реформ и дальнейшую либерализацию торговой политики, уделяя, при этом, особое внимание потребностям в развитии развивающихся и наименее развитых стран.

Основу повестки раунда составляют три документа:

Декларация министров, содержащая программу раунда (Министерская декларация Дохи);

Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности и вопросам здравоохранения;

Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

В соответствии с Министерской декларацией Дохи «единый пакет» раунда включил в себя следующие переговорные треки:

· услуги,

· сельское хозяйство,

· доступ на рынки промышленных товаров (NAMA – non-agricultural market access),

· торговля и окружающая среда,

· правила ВТО в отношении субсидий и антидемпинга,

· региональные торговые соглашения, а также

· т.н. «сингапурские вопросы» (вопросы, решение о запуске переговоров по которым было принято на Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1998 году - регулирование инвестиций, конкуренция, транспарентность при осуществлении правительственных закупок и упрощение торговых процедур).

Кроме того, в рамках раунда проводятся переговоры по совершенствованию системы регулирования споров. Однако данное направление не является частью «единого пакета», поскольку члены ВТО не захотели ставить решение этого ключевого вопроса в зависимость от договоренностей по другим элементам переговорной повестки.

Технически переговоры по ключевым темам – сельскому хозяйству, NAMA, услугам – организованы таким образом, чтобы сначала согласовать модальности – параметры итоговых договоренностей по каждому из направлений. Модальности являются основой для обсуждения конкретных цифр и формулировок.

В соответствии с Дохийской декларацией раунд планировалось завершить к январю 2005 г., однако, этот срок так и не был выдержан. Из-за широкого охвата повестки и чувствительности переговорных тем раунд забуксовал. Главным камнем преткновения стало сельское хозяйство – один из наиболее чувствительных секторов экономики, как для развитых, так и для развивающихся стран.

Развивающиеся страны видят одной из ключевых задач раунда снижение поддержки и уровня защиты сельского хозяйства в развитых странах. В свою очередь развитые страны хотят добиться улучшения доступа на рынки товаров и услуг развивающихся стран, в первую очередь наиболее развитых из них (Китая, Бразилии, Индии).

В феврале 2008 г. был одобрен План действий, подготовленный тогдашним Генеральным директором ВТО Паскалем Лами. Планом устанавливался очередной срок завершения переговоров Доха раунда - конец 2008 года, а также предлагалось завершить согласования модальностей по сельскому хозяйству и NAMA.

Проекты модальностей, которые стали предметом интенсивных переговоров в течение 2008 года, предусматривались, среди прочего, следующие важные элементы договоренностей.

→ Снижение тарифов на промышленные товары по швейцарской гармонизирующей формуле, в соответствии с которой снижению в первую очередь подлежат более высокие ставки тарифов (для развитых и развивающихся стран коэффициенты снижения разные, предполагающие более льготные условия для развивающихся стран);

→ Объем льгот для развивающихся стран напрямую зависит от выбранного ими коэффициента сокращения тарифов (страны, которые произведут более масштабные сокращения по формуле, смогут в большем объеме вывести из-под действия обязательств по сокращению чувствительные тарифные линии либо сократить тарифы для этих товаров в меньшей степени);

→ Снижение общей поддержки сельскому хозяйству США (примерно на 70% - с 48,2 млрд. долларов США до около 14,5 млрд. долларов США) и ЕС (примерно на 80% - 110,3 млрд. евро до около 24,3 млрд. евро);

→ Отмена к 2013 г. экспортных субсидий (для развивающихся стран – к 2016 г.);

→ Снижение тарифов на чувствительные товары на меньшую величину в обмен на расширение тарифных квот.

По оценкам П. Лами, к концу 2008 г. около 80% модальностей были согласованы. Однако неурегулированными остались вопросы создания специального защитного механизма (СЗМ) для развивающихся стран, торговля хлопком и секторальные инициативы (прежде всего, по промышленному оборудованию, электронике и электрическим изделиям, химической промышленности).

После 2008 г. переговорная активность членов ВТО заметно снизилась. На первый план вышли текущие проблемы в области торговли, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом. 17 стран из «Группы 20» приняли меры, направленные на ограничение торговли. Резко увеличилось число антидемпинговых и специальных защитных мер.

В числе основных причин создавшейся в Дохийском раунде ситуации называется несовпадение подходов развитых и развивающихся стран в отношении концепции «Раунда развития». Для первых текущий раунд остается инструментом для осуществления новой волны либерализации мировых рынков, в особенности рынков ведущих развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, стремятся использовать Раунд для изменения баланса сил в системе международных торгово-экономических отношений, устранения дискриминации своих товаров, защиты национальной промышленности.

Изменился состав ключевых участников переговоров. «Авторство» результатов Уругвайского раунда принадлежит ограниченной группе стран, в первую очередь т.н. группе «квадро» - США, ЕС, Японии и Канады. Остальным, в том числе большинству развивающихся стран, оставалось молчаливо одобрить эти результаты. Сейчас же многие динамично развивающиеся экономики во весь голос отстаивают на переговорах свои интересы. Сложилась «новая группа квадро» - США, ЕС, Бразилия, Индия. Кардинально изменило расстановку сил вступление в активные переговоры Китая, несколько лет после присоединения к ВТО в 2001 году сохранявшего пассивную позицию в организации.

Среди самих развитых стран не было и нет единства по многим ключевым вопросам. В результате члены ВТО оказались в определенном смысле «заложниками» принципа консенсуса – основополагающего принципа ВТО. Каждый шаг по пути либерализации сталкивается с противодействием той или иной заинтересованной группы. Даже позиции тех стран, которые нацелены на дальнейшую либерализацию, не всегда однозначны.

Нельзя забывать и о том, что многие темы Нового раунда направлены на устранение «серых зон», спорных вопросов в соглашениях ВТО. Однако, зачастую страны больше устраивает существующая неопределенность, позволяющая обходить правила ВТО в своих интересах.

Тупиковую ситуацию на Дохийском переговорном раунде все чаще стали упоминать в контексте тезиса об общем кризисе многосторонности в системе международных отношений. Эксперты понимали, что «кредита доверия», равно как и «кредита времени» у ВТО становилось все меньше. Большие надежды связывались с 9-й Министерской конференцией Организации в декабря 2013 г. на о. Бали, которая рассматривалась многими как критически важная для будущего развития многосторонней торговой системы и судьбы самой ВТО.

В течение 2012-2013 гг. в ВТО продолжались поиски любых возможностей сдвинуть с «мертвой точки» многосторонние торговые переговоры. Дискуссии велись вокруг концепции т.н. «ранних договоренностей» (early harvest), подразумевающей достижение компромиссов по отдельным вопросам Дохийской повестки дня и выполнение этих договоренностей «на временной или постоянной основе» до завершения раунда в целом, что предусмотрено самой Дохийской декларацией (пункт 47).

Позиция бывшего Гендиректора ВТО П. Лами состояла в том, что необходимо вести осторожное поступательное движение на тех треках, где результат просматривается в принципе, чтобы затем постараться распространить прогресс на другие переговорные направления. На протяжении этих двух лет участники переговоров концентрировали усилия на поиске компромиссных решений по упрощению процедур торговли, специальному и дифференцированному режиму для развивающихся и наименее развитых стран, а также по отдельным вопросам сельскохозяйственного досье. Эти направления рассматривались в качестве основных кандидатов для формирования «корзины ранних договоренностей», которую члены ВТО старались подготовить к Балийской конференции.

В результате, в ходе декабрьской Министерской конференции 2013 г. членам ВТО удалось согласовать текст Соглашения об упрощении торговых процедур, а также ряд решений по сельскому хозяйству и облегчению доступа на рынок для наименее развитых стран. Но самое главное достижение Балийской конференции заключалось в том, что был дан политический импульс для активизации дальнейших переговоров. С принятием Соглашения об упрощении торговых процедур ВТО продемонстрировала, что многосторонняя система регулирования торговли сохранила свою жизнеспособность. Министерской декларацией было поручено в течении двенадцати месяцев выработать пост-Балийскую повестку ВТО по оставшимся вопросам раунда Дохи.

Однако, в настоящее время ситуация на Дохийском раунде торговых переговоров ВТО продолжает оставаться напряженной. На фоне многолетнего отсутствия реального прогресса в достижении пакетных договоренностей раунда растет уверенность в невозможности достижения договоренности по всему комплексу мер либерализации торговли, предусмотренных амбициозным Дохийским планом более 10 лет назад. Как и ранее, «критической массы» позитива, необходимого для выхода на субстантивные договоренности по Дохийской повестке, не просматривается.

В июле 2015 года члены ВТО констатировали невозможность выполнения мандата 9-ой Министерской конференции по выработке пост-Балийской рабочей программы. Группировки развитых и развивающихся стран по-прежнему занимают кардинально несовпадающие позиции по объему и распределению обязательств, которые должны стать итогом Дохийского раунда. Требования развивающихся стран реализовать в полном объеме заложенный в Дохийском раунде потенциал содействия развитию наталкиваются на все более настойчивые призывы Запада провести рекалибровку элементов договоренностей.

Внешне это противоречие проявилось, в частности, в форме разногласий США и КНР в вопросе сокращения государственной поддержки сельского хозяйства. Американцы заявляют о неготовности распространить на Китай льготные условия сокращения субсидий, предусмотренные для развивающихся стран.

В контексте подготовки к очередной Министерской конференции ВТО Найроби в декабре 2015 г. члены Организации пытаются определиться в подходах к двум ключевым вопросам: возможен ли «минимальный пакет» в рамках Дохи, и может ли он привести к завершению раунда.

США настаивают на «минимальном пакете» для 10-ой Министерской конференции по тематике Дохи, с принятием которого «раунд Развития» можно будет считать официально завершенным. Американцы считают, что такой «минимальный пакет» может включать ограничение условий экспортной конкуренции (экспортные субсидии, экспортные кредиты, госторгпредприятия и продовольственная помощь) и усиление положений в соглашениях ВТО по транспарентности. При этом Вашингтон требует для себя льготных условий в отношении сокращения сроков экспортного кредитования. При этом, среди развитых стран по-прежнему нет единства по многим ключевым вопросам. Так, Брюссель требует от США сокращения сроков экспортных кредитов. В понимании Евросоюза, было бы также весьма желательно согласовать в Найроби «субстантивный пакет» по Доха-раунду, включающий сельское хозяйство, NAMA и услуги.

Представители развивающихся стран обеспокоены возможным отказом развитых стран от предварительно согласованных договоренностей. Индия не готова завершить Доху без закрепления льготы для развивающихся стран по защитному механизму для сельскохозяйственных товаров. Бразилия - без сокращения членами ВТО тарифов и внутренних субсидий в сельском хозяйстве. Особую позицию занял Китай. Для него второстепенно осуществление новой волны либерализации мировых рынков. Задача Пекина – отстоять концепцию «раунда развития», т.е. особых льгот для развивающихся стран, к которым Китай относит и себя. Завершение Дохи с «минимальным пакетом» для Пекина неприемлемо.

Таким образом, в год своего 20-летия, накануне 10-ой Министерской конференции ВТО, как площадка для выработки новых правил мировой торговли и движущей силы либерализации доступа на рынки, в очередной раз оказалась в глубоком кризисе, перспективы успешного разрешения которого выглядят весьма сомнительно.

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

Основные соглашения и принципы ВТО

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.

Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей

Понижение стоимости жизни. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

Более широкий выбор товаров и услуг.

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом

Экономические выгоды.

Повышение доходов.

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Повышение занятости.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Политические выгоды.

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.

Защита от лоббирования.

У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Борьба с коррупцией.

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами

Обеспечение равных шансов для всех участников.

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Эффективный механизм разрешения споров.

Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Укрепление международной стабильности.

Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Kогда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.

Похожие публикации