Тематическая неделя «Зимующие птицы». Примерное планирование воспитательно-образовательной работы старшая группа тема: зимушка-зима. зимующие птицы Планирование тематической недели зимующие птицы подготовительная группа

Согласно ФГОС ДО в дошкольном возрасте должны быть сформированы основы экологической культуры и природоохранного сознания. Работая по программе «От рождения до школы» в рамках акции «Покормите птиц зимой» целесообразно запланировать неделю, посвящённую зимующим птицам. В конце января, с наступлением морозов они нуждаются в заботе людей, а наблюдая и подкармливая пернатых друзей дошкольники больше узнают о повадках и особенностях строения, способах приспособления птиц к разным условиям жизни. Содержание бесед о зимующих птицах города и леса, загадки, стихии речевые упражнения по теме вы найдёте в приложении «Тематическая неделя «Зимующие птицы».

Социально-коммуникативное развитие

Работа с экраном настроения, беседы о столовом этикете, игровые ситуации с макетом «Дорожное движение» способствуют социально-коммуникативному развитию детей. Педагог планирует упражнение «Конкурс хвастунов», беседу «Кем я хочу стать, когда вырасту», а так же сюжетно-ролевую игру «Учёные — биологи».

Познавательное развитие

Во время экскурсии по экологической тропе дошкольники наблюдают за зимующими птицами, сравнивают их между собой, рассматривают перья птиц через лупу. Для познавательного развития педагог организует игры «Когда это бывает», знакомит детей со способами решения логических задач.

Речевое развитие

В области речевого развития запланированы составления загадок о птицах, чтение художественной литературы по теме и игры на закрепление способов обозначения предложений. Взрослый знакомит детей с игровым тренингом «Кормушка», обсуждают сказку «Как сорока клеста судила».

Художественно-эстетическое развитие

Решая задачи художественно-эстетического развития воспитатель организует условия для творческой деятельности детей. Старшие дошкольники инсценируют сказку «Курорт «Сосулька», выполняют птицу на ветке в технике пластилинографии, конструируют кормушки из бросового материала.

Физическое развитие

Гимнастика для глаз «Сорока», подвижные игры «Перелётные и зимующие птицы», эстафеты по теме недели способствуют физическому развитию будущих школьников.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Утренние приветствия, работа с экраном настроений. Цель: создать положительный настрой. Домашние заготовки «Сообщение о птицах» (сороке и голубе). Цель: ввести детей в тему недели. Игра «Нужные знаки». Цель: развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Рассматривание картин: «На кормушке», «Снегири» Н.Ульянова. Цель: продолжить учить внимательно рассматривать картину, давать характеристики персонажам. Самомассаж «Сорока». Цель: разучить слова и движения.
Про-
гулка
С.р. игра по выбору детей. Цель: развивать коммуникативные умения. Работа с календарём наблюдения за птицами. Цель: выяснить, какие птицы чаще прилетают на кормушки. Д.и. «Чей хвост». Цель: развивать наблюдательность и навыки словообразования. Раскраски по теме недели. Цель: развивать цветовосприятие, совершенствовать умение смешивать краски. П.и. «Волк во рву». Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной — 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк.
ОД
2 п.д. Продолжение беседы «Столовый этикет. Ты пришёл в кафе». Цель: формировать умение есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно. Познавательно-исследовательская деятельность «Свечка в банке». Цель: показать на опыте как при горении изменяется состав воздуха. Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой» . Цель: учить использовать в речи разные виды предложений. Музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». Цель: учить детей узнавать знакомые песни по мелодии, сыгранной на металлофоне, уметь назвать композитора. Релаксация «Звуки птиц». Цель: помочь детям расслабиться.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игры на макете «Дорожное движение». Цель: вспомнить правила дорожного движения, закрепить умение договариваться в игре. Знакомство с логическими задачами. Цель: продолжить подготовку к школе. Д.и. «Сосчитай до пяти». Цель: упражнять детей в умении употреблять существительное с числительным и прилагательным, согласуя их в роде, числе и падеже. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии. П.и. Чайковского «Времена года». Цель: научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение. Народная игра «Что это за птица». Цель: познакомить с игрой.
Про-
гулка
Общественно-полезный труд. Цель: формировать ответственность за выполнение поручений, умение анализировать результат труда. Наблюдение за синичками. Цель: учить различать синичек по размеру, внешним особенностям, расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Составление описательных рассказов о птицах. Цель: развивать связную речь, активизировать в речи эпитеты. Рассматривание альбома «Следы птиц». Цель: расширять знания об особенностях строения птиц. П.и. «Не попадись». Цель: укреплять свод стопы. П.и. «Перебрось через планку». Цель: вспомнить правила игры. Эстафеты «Накорми птиц», «Кто быстрее до кормушки». Цель: закрепить правила поведения во время эстафеты.
ОД

Наталья Маякова
Календарно-тематическое планирование «Мы-друзья зимующих птиц» в подготовительной группе

ПОНЕДЕЛЬНИК

Утренняя гимнастика :

«Снежинки»

Чтение произведения Сладкова «Вороний сигнал» .

Цель : учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете .

2. Дидактическая игра «Какая птица с использованием наглядного материала.

Цель : закрепить знания о перелётных и домашних птицах , развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.

Труд в уголке природы- уход за комнатными растениями.

Цель : воспитывать умение равномерно поливать цветы.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?»

Цель : учить побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений___

Беседа о птицах

1. Рассматривание альбома «ПТИЦЫ »

2. Отгадывание загадок о птицах .

3. Природоведческая игра «Птицы , рыбы, звери»

Цель : выявить и уточнить знания детей о птицах : их многообразии,

внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении; умении обобщать и классифицировать птиц , рыб, зверей. Учить понимать образный смысл загадок.

Чтение художественной литературы : В. Бианки «Синичкин календарь . Декабрь»

Внести альбом «Птицы »

Подобрать загадки о птицах

Сладков «Вороний сигнал»

Предложить родителям вместе с детьми :

подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах .

Цель : развивать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц , вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими ;

Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц »

ПРОГУЛКА

Наблюдение за птицами на участке .

Вопросы :- Как называются птицы , которые не улетают в теплые края? Каких зимующих птиц вы знаете ? Что птицам страшнее зимой – холод или голод? Как мы можем им помочь зимой?

Цель : вызвать у детей интерес к живой природе, закрепить знания детей о зимующих птицах , учить строить высказывания типа рассуждений, расширять словарь по теме «зимующие птицы » .

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» .

Цель : создать настроение, развивать выразительность пантомимики.

Д/И «Посчитай птиц » Цель : упражнять в согласовании числительных с сущ. (один воробей, два воробья и т. д.) ___

Упражнять детей в метании большого мяча в вертикальную цель___

Отгадывание загадок о зимующих птицах .

Цель : учить понимать образный смысл загадок.

Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц : крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно.

Ситуативный разговор «Если бы не было птиц , то…»

Цель : учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам .

Труд на участке – развесить кормушки для птиц , насыпать корм.

Цель птицам в холодное время года. самостоятельная игровая деятельность на участке.

Гимнастика после сна.

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»

С/Р игра «Птичий двор»

Цель : развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплощаться в птиц , подражая их повадкам.

Предложить детям выложить из риса или гречи фигуру птицы .

Цель : развивать мелкую моторику, творческое воображение, память.

Игра «Назови фигуры, из которых построена птичка» .

Цель : закрепить знание строения птицы , умение пользоваться моделью.

Д/И «Когда это бывает?»

Цель : закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы. ___

Д/И «Один –много»

Цель : упражнять в образовании мн. ч. имен сущ. (ворона –вороны) ___

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц .

Цель : обобщить знания детей о зимующих птицах .

Д/И «Придумай загадку» Цель : упражнять детей в придумывании загадок про птиц , используя элементы описания птиц .

«Считалка для ворон»

Цель : учить согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук.

Настольно-печатная игра «Птицы » (лото)

Цель : учить играть по правилам.

Атрибуты для с/р игры, д/и, настольные игры, иллюстрации птиц .

Прогулка

Наблюдение за тучами и облаками на вечернем небе.

Цель : учить детей выделять снеговые тучи.

П/И «Ветер, льдинки и мороз»

Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники природы»

Цель : воспитание бережного отношения к природе, желания беречь

и защищать её.

Подвижная игра «Летает, плавает, бегает» .

Цель : учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения.

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель : вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

П/И «Воробышки и кот»

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Птица »

цель : продолжать упражнять в умении собирать пазлы.

Привлечь детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы »

Цель : упражнять в умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах

Труд по столовой

Цель : учить детей самостоятельно накрывать столы к завтраку.

Упражнять детей в умении рисовать птицу по схеме последовательного рисования___

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »

Цель : закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель : формировать представления о птицах , как о живых организмах (двигаются, летают, плавают, питаются, дышат. размножаются) .

Чтение художественной литературы : В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были» )

Внести схемы, настольно -печатные игры,

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам , о необходимости помощи птицам зимой ;

Подобрать родственные слова : корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица ) .

Прогулка

Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу , описать эту птицу , дать ей название.

Цель : развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

Развешивание кормушек на ветки деревьев. Раскладывание корма

в кормушки.

Цель : формировать у детей ответственное отношение к природе,

развивать экологическую культуру.

Труд на участке – подмести дорожки. Цель : воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке. Упражнять детей в ходьбе спиной вперед___

Метание снежков в цель___

Ситуативный разговор

«Что может произойти,если не подкармливать птиц зимой

Гимнастика после сна.

Разучивание упражнения на дыхание «Согреем птичку дыханием»

С/Р игра «В гостях у Лесовичка»

Цель : закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность.

Лепка «Птицы »

Цель : учить детей передавать фигуру птицы , её строение, используя разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др. ; развивать эстетическое восприятие.

Работа в тетрадях «Продолжи узор»

Цель : упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку___

Свободное творчество в изоцентре

«Учимся лепить птиц »

Цель : учить лепить птиц из целого куска по

Прогулка

Наблюдение за ветром. Как ветер влияет на полет птиц ?

Цель

П/И «Совушка»

Предложить детям понаблюдать за птицами . Какие птицы прилетают к нам на участок?

Цель : учить правильно определять птиц по их внешнему виду , замечать красоту, живущих рядом птиц . Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами , они часть родной природы, Птицы наши друзья , Мы должны заботиться о них.

Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц »

Цель птиц .

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Кто заботится о птицах »

Цель : обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

П/И «Зимующие – перелетные »

Дидактическая игра «Кто как кричит» .

Цель : закрепить знания детей о том, как птицы подают голос .

Рассматривание картины «Птицы на кормушке » .

Вопросы : Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Подумайте, какой корм каждый их них хотел бы здесь

Цель : обобщить знания детей о зимующих птицах , их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.

Труд в уголке природы –уход за комнатными растениями. Цель : упражнять в умении рыхлить землю в горшках.

Д/И «Птичья столовая» Цель : упражнять детей в заучивании стихотворения, используя мнемотаблицу___

Знакомство с моделью «Птица »

Цель : уточнить представление детей о строении птиц . Учить пользоваться знаково-символической схемой строения птиц .

Д/И «Я начну, а ты продолжи»

Цель : упражнять в умении описывать птицу по мнемотаблице .

Настольно –печатная игра «Тропинки –лабиринты»

Цель : закрепить названия птиц .

Настольно –печатная игра «Тропинки –лабиринты»

в лес или парк с целью : наблюдения за разными птицами , их поведением; сбора природного материала (шишки, листья, семена растений) .

Прогулка

Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать , чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.

П/И «Третий лишний»

Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы ? Какие птицы какой корм любят ? Воспитывать наблюдательность.

П/И «Коршун и наседка» Упражнять детей в выполнении шага «боковой галоп» ___

Подвижная игра «Четвертый лишний» .

Цель : развивать умение классифицировать птиц , отвечая на ошибку воспитателя определёнными движениями.

Ситуативный разговор «Чем питаются птицы

Беседа «Правила безопасного поведения зимой на участке»

Предложить насыпать корм для птиц .

Цель : воспитывать желание помочь птицам зимой .

Гимнастика после сна.

Театрализация «Где обедал воробей?»

Цель : упражнять в умении подражать повадкам животных, согласовывая движения с текстом.

Д/И «Фантастическая птица »

Цель : развивать воображение, учить придумывать фантастических птиц . Д/И «Построй птицу » Цель : упражнять в умении строить изображение птицы , используя геометрические фигуры___Чтение художественной литературы : В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были» ) (продолжение)

Д/И «Чей хвост? Чей клюв?»

Цель : упражнять в умении называть птиц по внешним признакам.

Прогулка

Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты.

Цель : учить делать выводы в ходе наблюдений.

П/И «Птички на дереве»

Подвижная игра «Волк во рву» .

Цель : продолжать учить соблюдать правила игры, действовать (имитировать движения волка и гусей) согласно выбранной роли и текста.

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми «Здравствуй, зимушка-зима »

Цель : дать представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц .

П/И «Успей вылететь»

Беседа о перелётных птицах .

Цель : формировать обобщенное представление о перелётных птицах , учить различать их по существенному признаку : возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей . Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы » .

Дидактическая игра «Кто больше назовёт перелётных птиц » .

Цель : закрепить знания о перелётных птицах .

Дежурство на занятиях.

Цель : учить готовить рабочее место к занятиям. Вырезывание изображений птиц , Цель : узнавать и классифицировать птиц , любоваться их разнообразием и красотой, умело пользоваться ножницами : вырезать по контуру птиц___

Работа с моделью «Как мы помогаем птицам » .

Цель : воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.

Беседа с детьми о том, куда они ходили с родителями, рассмотреть, принесённый ими природный материал, полюбоваться разноцветными листьями;

спросить детей : на что или кого похоже тот или иной листок; предложить выложить на столе изображение сказочной птицы .

Цель : развивать воображение, эстетическое восприятие.

Рассортировать, принесённые детьми семена растений.

Цель : уточнить, семена каких растений дети принесли, и кого они будут подкармливать этими семенами зимой.

Упражнение для пальцев под текст стихотворения И. Токмаковой «Птичек стайка» .

Цель : развивать мелкую моторику рук, запоминать текст стихотворения.

Консультации «Покормите птиц зимой » , «Они остались зимовать, мы им будем помогать» .

Составить сравнительный рассказ о снегире и синице

Инд. беседы «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»

Цель : выявить интерес и отношение к птицам зимой у детей .

Прогулка

Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения : «Синь – синь» .

Д/И «Птицы , звери, рыбы»

Наблюдение за птицами , прилетающими на кормушки.

Цель : узнавать и называть прилетевших птиц , понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало, вызвать эмоциональный отклик.

Подвижная игра «Волк во рву» .

Цель : продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.

Д/И «Сколько птиц на кормушке

Цель : учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе___

Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между спортивным оборудованием.

Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы

Беседа с детьми «Мороз и металл»

Цель : воспитывать правила безопасного поведения на прогулке

Труд : почистить кормушки, насыпать корм.

Цель : воспитывать желание помогать птицам .

Самостоятельная двигательная активность на участке.

Гимнастика после сна.

Просмотр мультфильма «Высокая горка»

Цель : формировать личную оценку поступков героев.

Д/И «Счетные палочки»

Цель : упражнять в умении составлять птиц из счетных палочек .

Д/И «Четвертый лишний «

Цель : развивать внимание и наблюдательность детей.

Чтение художественной литературы : В. Берестов «О чем поют воробышки»

Конструктивная деятельность : «Домики для птиц »

Цель : развивать конструктивные навыки, воображение детей.

Театральная студия «Три поросенка»

Д/И «Скажи наоборот» Цель : упражнять детей в подборе слов-антонимов___

Подготовка к викторине : заучивание стихотворений о птицах .

Цель : поддерживать интерес к птицам , развивать память и интонационную выразительность речи.

Дидактическое упражнение «Найди ошибки художника» .

Цель : развивать внимание, восприятие, речь, закреплять знания о

внешнем виде птиц .

Прогулка

Наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот или иной предмет одежды.

Д/И «Какая одежда у птиц »

П/И «Птицелов »

Провести опыт «Как маскируются животные» .

Цель : формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Утренняя гимнастика.

Д/И «Какое у тебя настроение?»

Цель : упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.

Беседа с детьми «У меня есть лучший друг»

Цель : воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям.

П/И «Ищи»

Дидактическая игра «Кто больше назовёт зимующих птиц » .

Цель : закрепить знание зимующих птиц .

Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.

Цель : развивать вариативность мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви к окружающей природе.

Труд в уголке природы.

Цель : выяснить, какие растения нуждаются в поливе, а какие нет, выяснить, почему цветы нужно поливать неодинаково.

Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта) .

Д/И «Назови ласково» Цель : упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных___

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» .

Цель : закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица , развивать связную речь.

Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад.

Цель : продолжать формировать обобщенное представление о зимующих птицах , воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.

Загадывание загадок о разных птицах . Предложить детям нарисовать отгадки.

Цель : учить узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.

Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц , обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;

изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице.

Задание Составить описательные загадки о зимующих птицах .

Эта птица маленькая . У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. - Воробей.

Прогулка

Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.

П/И «День –ночь»

Труд на участке – собрать крупный мусор Цель : воспитывать желание поддерживать порядок на участке.

Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу воспитателя___

Д/И «Что говорит нам пословица» Цель : развивать умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок.

Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка»

Ситуативный разговор «Как нам сберечь здоровье зимой?»

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Гимнастика после сна.

ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ »

Цель : закрепить знания детей о птицах , умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели; развивать мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.

Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы , иллюстрации, художественное слово, игры.

Дидактическая игра «Улетает - не улетает» .

Цель : отличать перелётных птиц от других .

Чтение художественной литературы : В, Витка «Синица»

Отгадывание загадок про птиц .

Хозяйственно –бытовой труд в группе : привлечь детей к мытью игрушек, стирке кукольного белья.

Цель : воспитывать трудовые навыки.

Проведение викторины

Обмен впечатлениями от прошедшей викторины.

Цель : выяснить, что понравилось и запомнилось, произвело наибольшее впечатление в прошедшей викторине.

Прогулка

Наблюдения за следами на снегу.

Д/И «Где чьи следы?»

Цель : развивать наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире.

П/И «Кого не стало?»

Предложить детям собрать семена для зимующих птиц . Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.

Цель : воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.

Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц »

Цель : развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц

Прошедшую неделю мы посвятили теме "Птицы".
Очень много нового и интересного узнали мы и наши дети за 6 дней знакомства с этим удивительным классом животных.

1-й день
Прежде всего мы подготовили определённую образовательную среду для детей, которая будет способствовать запоминанию материала на протяжении недели.
Практически все стены квартиры были украшены различными иллюстрациями, относящимися к нашей теме: на одной стене в детской комнате весели картинки, изображающие перелётных птиц, на другой - зимующих, в гостиной стены украшали карточки с разными видами гнёзд, скворечников и т.д.

В первый день мы "разложили по полочкам" основные особенности строения птиц:
- обязательное наличие у всех птиц клюва;
- передние конечности - крылья;
- наличие оперения;
- откладывание яиц.
Играли в игру "правильно - неправильно": Мы называли Менделу утверждения, а он должен был подумать и ответить правда это или нет. Например, "все птицы умеют летать" (неправильно), "у всех птиц обязательно есть крылья" (правильно), "только птицы умеют летать" (неправильно) и т.д.
В этот день мы сделали с детьми поделки из картонных тарелок. Изготовили лесную птицу - сову.

Сегодня мы посмотрели замечательный советский мультфильм "Кто такие птицы?". Советуем, очень полезно для детей.

2-й день
Весь второй день мы изучали перья и полёты птиц.
О перьях мы узнали:
- виды (маховые, рулевые, покровные, пух);
- функции (обеспечивают возможность полёта, защиту, помогают сохранять тепло в зимнее время).
Рассказали детям о том, что у водоплавающих птиц перья покрыты жиром и поэтому они не намокают, что позволяет им беспрепятственно плавать. Для наглядности мы провели простенький опыт с водой и маслом, показав детям, что как масло выталкивается из воды, так же и перья водоплавающих птиц отталкиваю от себя воду.

Пока мы с Менделом постигали премудрости орнитологии (кстати с этим словом мы его тоже познакомили в первый день), Муся училась считать, развивала мелкую моторику и просто развлекалась с пазлами на птичью тематику.

Для того чтобы объяснить детям, чем отличается обычный полёт от планирования, и как птицы могут зависать, не падая, в воздухе, нам пришлось набегать с ними не один круг по гостиной, но что не сделаешь ради любимых деток.
Из поделок на этот день у нас была аппликация с перьями.

Выкупав перед сном детей, мы решили разгадать загадки про птиц. Когда дошли до загадки про грача, то заодно и рассмотрели репродукцию картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

3-й день
Тема третьего дня: "Гнёзда и яйца".
Рассказали детям о том, что гнёзда птицы строят исключительно для того, чтобы откладывать в них яйца. Выучили, каким образом птицы строят гнёзда (из какого материала, какой формы, в каких местах строят).
И естественно попробовали самостоятельно соорудить гнездо.

Познакомились с этапами развития птенца в яйце. Рассказали детям, каким образом птицы высиживают и потом выкармливают своих птенцов. Отдельно рассказали о кукушке, которая никогда не вьёт гнёзд и всегда подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда, о том, что её кукушата, вылупившись, начинают выталкивать другие яйца из гнезда.

Муся тем временем делала свои задания по теме: училась раскладывать картинки по принципу "от большего к меньшему", подбирала и складывала яйца из двух половинок и др.

Наша литература на эту неделю:
Детская энциклопедия "Птицы" изд. "Росмэн".
"Сказки малышам" В. В. Бианки изд. "Проф-Пресс".

4-й день
В этот день мы учили о перелётных и зимующих птицах. Выучили новое слово, которым называют перелет птиц, - миграция.
Поговорили о том, с какими трудностями сталкиваются птицы, остающиеся зимовать в наших краях (сильные холода, отсутствие достаточного количества корма и др.).
Вместе собрали скворечник, который на следующей неделе установим в лесу. Наша следующая тематическая неделя будет посвящена теме "Лес", в рамках которой мы собираемся посетить лес.

Муся в теме, но на своей волне))

А вечером мы отправились в пензенский зоопарк погулять и посмотреть на птиц.

5-й день
Этот день был посвящён домашним и диким птицам.
Выучили о той пользе, которую люди извлекают из домашних птиц: яйца, перья для подушек и одеял, мясо птиц.
А также о пользе диких птиц: например, совы охотятся на мышей, которые наносят вред урожаю, дятел поедает вредные для дерева личинки и т.д.

Рассказали Менделу о том, что такое Красная книга, о том, что есть исчезающие виды животных и птиц.
На нашей ленте истории появилась новая отметка.
Познакомились с удивительной и печальной историей о птице Додо .

Хотели вместе сконструировать павлина из деревянных деталей. Оказалось - достаточно муторная работа... не для ребёнка. Мендела хватило только на то, чтобы отделить мелкие детали от деревянного основания. Вся остальная работа по сборке легла на папу. Если хотите на вечер "увлечь" вашего папу, такие сборные модели для вас:-)

Тема недели : «Зима. Зимующие птицы»

Задачи : закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц, пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях .

Итоговое мероприятие: выставка творческих работ.

Совместная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?» Цель: учить побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений.

Рассматривание иллюстраций и фото зимующих птиц.

Д/И «Когда это бывает?» Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.

Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…» Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам.

Гимнастика после сна.

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»

Д/И «Один –много» Цель: упражнять в образовании мн.ч. имен сущ. (ворона –вороны)

С/Р игра «Птичий двор» Цель: развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплощаться в птиц, подражая их повадкам.

Познание. Формирование целостной картины мира . «Зимующие птицы» Цель: познакомить детей с зимующими птицами. Изучать их особенности. Воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами. Словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Коммуникация. Развитие речи

Музыка

Наблюдение за птицами на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно.

П/И «Перелет птиц»

Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Д/И «Посчитай птиц» Цель: упражнять в согласовании числительных с сущ. (один воробей, два воробья и т.д.) (Полина, Маша)

Д/И «Придумай загадку» Цель: упражнять детей в придумывании загадок про птиц, используя элементы описания птиц (Ксюша, Анжелика)

Разучить пальчиковую гимнастику «Считалка для ворон» Цель: учить согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук (Артем У., Вероника)

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Птица» цель: продолжать упражнять в умении собирать пазлы.

Привлечь детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы» Цель: упражнять в умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах

Гимнастика после сна.

Разучивание упражнения на дыхание «Согреем птичку дыханием»

С/Р игра «В гостях у Лесовичка» Цель: закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность.

Свободное творчество в изоцентре «Учимся лепить птиц» Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.

Познание. ФЭМП . Цель: закрепить представление о взаимном расположении предметов в ряду, учить пользоваться в речи наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше), определять последовательность всех дней недели.

Конструирование . «Птичка» (Оригами) Цель: учить делить квадрат на две и четыре части, складывать квадрат в различных направлениях по схеме, соединяя углы и стороны, воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к птицам.

Физкультурное (по музыку) Цель: упражнять детей в ходьбе с выполнением задания по сигналу, в беге с преодолением препятствий, в забрасывании мяча в корзину двумя руками от груди, в ходьбе по гимнастической скамейке с приседанием поочередно на правую и левую ноги, с перенесением махом другой ноги снизу сбоку скамейки

Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность.

П/И «Коршун и наседка»

Труд на участке – подмести дорожки. Цель: воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Работа в тетрадях «Продолжи узор» Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку (Лиза А., Дима П.)

Упражнять в умении называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. Кирилл Ф., Максим П.

Повторить времена года, части суток, дни недели с Денисом, Настей К., Настей А.

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Кто заботится о птицах» Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

Д/И «Птичья столовая» Цель: упражнять детей в заучивании стихотворения, используя мнемотаблицу.

Гимнастика после сна.

Театрализация «Где обедал воробей?» Цель: упражнять в умении подражать повадкам животных, согласовывая движения с текстом.

Д/И «Построй птицу» Цель: упражнять в умении строить изображение птицы, используя геометрические фигуры.

Коммуникация. Развитие речи . Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Птичья столовая» Цель: учить участвовать в коллективном составлении рассказа по серии сюжетных картинок и опорным вопросам, развивать речевые умения в подборе определений, закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух при составлении схемы звукового анализа слова.

Чтение художественной литературы . Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Цель: продолжать учить различать жанровые особенности прозы, формировать оценочное отношение к героям, учить осмысливать содержание прочитанного, связно передавать содержание средствами игры.

Художественное творчество «Синички» Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками, учить дополнять изображение деталями, воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.

П/И «Третий лишний»

Насыпать корм для птиц. Цель: воспитывать желание помочь птицам зимой.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: упражнять в умении описывать птицу по мнемотаблице. (Костя, Дима Л)

Д/И «Чей хвост? Чей клюв?» Цель: упражнять в умении называть птиц по внешним признакам.(Катя, Яна)

Д/И «Фантастическая птица» Цель: развивать воображение, учить придумывать фантастических птиц. (Максим К., Тимофей)

Утренняя муз. гимнастика № 6

Беседа с детьми «Зимушка-зима» Цель: дать представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц.

Д/И «Сколько птиц на кормушке?» Цель: учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе.

Гимнастика после сна.

Ситуативная беседа с детьми «Мороз и металл» Цель: воспитывать правила безопасного поведения на прогулке

Просмотр мультфильма «Высокая горка» Цель: формировать личную оценку поступков героев.

Конструктивная деятельность: «Домики для птиц» Цель: развивать конструктивные навыки, воображение детей.

Познание. ФЭМП. Цель: формировать умение называть последующее и предыдущее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10, упражнять в установлении соответствия между количеством предметов и цифрой в пределах 10.

Художественное творчество. Аппликация. «Снегири на ветке» Цель: учить передавать особенности строения снегиря, окраски птицы приемом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками, упражнять в композиционно правильном расположении изображения на листе.

Музыка (по плану музыкального руководителя)

Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».

Д/И «Птицы, звери, рыбы»

Труд: почистить кормушки, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам.

Самостоятельная двигательная активность на участке.

Д/И «Счетные палочки» Цель: упражнять в умении составлять птиц из счетных палочек.

(Настя А., Вова)

Д/И «Четвертый лишний « Цель: развивать внимание и наблюдательность детей. (Кирилл Ш., Артем У.)

Д/И «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов (Вова, Дима П)

Утренняя муз. гимнастика № 6

Д/И «Какое у тебя настроение?» Цель: упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.

Беседа с детьми «У меня есть лучший друг» Цель: воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям.

Д/И «Что говорит нам пословица» Цель: развивать умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок.

Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка»

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?»

Отгадывание загадок про птиц.

Настольно-печатная игра «Птицы» (лото) Цель: учить играть по правилам.

Художественное творчество. Рисование «Птицы зимой» Цель: развивать у детей воображение, творчество, учить рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы и схему последовательного рисования.

Физкультура . Цель: упражнять детей в прыжках на правой и левой ногах через шнуры, перебрасывании мяча друг другу двумя руками из-за головы, стоя в шеренгах, в отбивании малого мяча в ходьбе. П/И «Летает – не летает», «Перемени предмет»

Наблюдение за солнцем. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.

П/И «День –ночь»

Труд на участке – собрать крупный мусор. Цель: воспитывать желание поддерживать порядок на участке.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

Д/И «Назови ласково» Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (Кирилл Ф., Максим П.)

Д/и «Какая фигура лишняя?» - на основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать свой выбор. Максим К., Анжелика, Катя

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Группа: старшая Тема: Зимушка-зима. Зимующие птицы.

Цель: Расширять представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада) . Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). . Знакомить с некоторыми особенностями лесных зверей и птиц зимой. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

День недели

Режим

НОД

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник – 30.11

Утро:

Познавательное развитие (математика)

1.Знакомство с понятием «горизонтальная линия».

2.Упражнение в счёте от1 до10 и обратно с хлопаньем в ладоши при

каждом счёте. Игра «Обведи и раскрась».

3.Игра «Когда придёт мама» (формирование понятия о времени).

Цель: развитие логического мышления, памяти; формирование умения ориентироваться в пространстве и времени; закрепление счёта в пределах десяти – прямого и обратного, порядкового.

В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика». Стр.33.

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

Беседа : «Расскажи о своей любимой зимней забаве» Знакомство с пословицами о декабре.

Д/игра : «Когда это бывает» .

Разучивание двигательной разминки «Зима»(З.А.Ефанова «Комплексные занятия по программе «Детство»).

Упражнение «Нарисуй фигуры»

Сюрпризный момент : на отдельном столике поместить кормушку для птиц и разные виды корма в стаканчиках: семечки, пшеницу, пшено, хлебные крошки. Сообщить детям тему недели.

Предложить детям настольно-печатную игру «Парные картинки (птицы)

Прогулка:

Наблюдение за снегопадом ( уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении - снегопаде.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную -

На землю просится...

К. Бальмонт

В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шес тиугольные звездочки - снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.

    Где образуются снежинки?

    На что они похожи?

Исследовательская деятельность

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

П/ игра «Ворона - воробей» (Учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; продолжать учить ориентироваться в пространстве).

П/и «Не сбей флажок».

Цели: продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;

развивать внимание и наблюдательность.

Трудовая деятельность

Сбор снега в кучу для постройки горки.

Цель: продолжать работать сообща.

Самостоятельная деятельность детей.

работа перед сном

Заучивание чистоговорки: «Было весело на горке Сане, Соне и Егорке… »

Вечер:

Гимнастика после сна. Комплекс

Закаливающие процедуры.

Загадывание загадок о зиме.

Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович».

Вырезание снежинок из фольги.

Д/и «Группируем по толщине» (игры с блоками Дьенеша)

Составление рассказов детей на тему «Зимняя сказка»

С/р игра «Детский сад. Одеваемся на прогулку зимой» (закреплять названия зимней одежды, последовательность её надевания).

Создание условий для с/р игры.

Вынос фольги и ножниц для изготовления снежинок.

Прогулка

Наблюдение за снегопадом. Ситуативный разговор на тему «Правда и ложь". П/и «Воробушки и автомобиль» - закреплять умение двигаться по сигналу.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

НОД

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Вторник – 01.12

Утро:

Речевое развитие

Рассматривание картины И.Шишкина «Зима». Цель : познакомить с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа; учить подбирать определения; учить по-разному отвечать на один и тот же вопрос. «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий». Под. Ред. О.С.Ушаковой. Стр.92.

Художественно-эстетическое развитие (ИЗО)

«Рисование по памяти на тему картины И.Шишкина «Зима». Рассказы детей по своим рисункам. Цель : учить последовательно описывать содержание своего рисунка, используя навыки рассказывания по пейзажной картине, применять в рассказе знакомые выразительные средства. «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий». Под. Ред. О.С.Ушаковой. Стр.95.

Физическое развитие

Беседа : «Почему этих птиц называют зимующими» .

Речевая игра «Закончи предложение».

Массаж лица (картотека массажа).

П/и «Ручеёк».

Труд: учить готовить материалы к занятию по заданию воспитателя.

Упражнение «Исправь ошибки» (называние признаков зимы).

Рассматривание картин с зимними пейзажами Совместно с детьми внести в уголок природы картины с изображениями птиц.

Прогулка:

Наблюдение за воробьем (продолжать закрепление знаний о зимующей птице - воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

    Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)

    Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

    Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)

    Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)

    Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)

    Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору.

Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую - хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

    Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

    Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

П/игры «Попади в цель» ( учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения), «Встречные перебежки» (учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга)

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений

Трудовая деятельность

Расчистка от снега дорожек детского сада. Кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

работа перед сном

Во время возвращения с прогулки закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места)

Вечер:

Гимнастика после сна. Комплекс

Закаливающие процедуры.

Чтение русской народной «Морозко».

Рисование на тему «Зимняя сказка» . Создание альбома из рисунков и рассказов детей на тему «Зимняя сказка».

Разучивание песни на Новогодний утренник.

Учить правильно рисовать дерево.

Предложить детям конструктор Лего (игры с конструктором по желанию детей).

Вынос материалов для рисования (карандаши, краски, восковые мелки, альбомы).

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Д/игра «Так бывает или нет?» П/игра «Зайцы и волк».

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

НОД

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Среда – 02.12

Утро:

Речевое развитие

«Снег летит». Цель : закрепить умение называть признаки зимы и описывать её; поддерживать интерес к художественному творчеству, чтению; знакомить с правилами поведения во время болезни. З.А.Ефанова, О.В.Симонова, О.А.Фролова «Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа». Стр.109.

Познавательное развитие

«Покормите птиц зимой». Цель : формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Стр.64.

Физическое развитие

Улица

Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» Настольно-печатная игра «Собери изображение птицы».

Пальчиковая игра «Кормушка» (картотека пальчиковых игр).

Подгрупповая работа в прописях по математике.

Составление фигур птиц с помощью счетных палочек.

Внести в группу для рассматривания картину «Птицы зимой».

Предложить детям пазлы.

Прогулка:

Наблюдение за пешеходом ( закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения).

Должен помнить пешеход:

Есть сигналы светофора -

Подчиняйся им без спора!

Желтый свет - предупреждение:

Жди сигнала для движения.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут!

Красный свет нам говорит:

- Стой! Опасно! Путь закрыт!

На улице будьте внимательны, дети,

Твердо запомните правила эти!

Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.

Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.)

Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.

Воспитатель подводит детей к переходу.

Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?

Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

П/ игры «Стая», «Светофор» ( развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора).

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность

Трудовая деятельность:

Предложить детям помочь детям средней группы расчистить дорожки от снега.

работа перед сном

Совершенствовать умение раздеваться в определенной последовательности, не разбрасывать вещи.

Вечер:

Гимнастика после сна. Комплекс

Закаливающие процедуры.

Экспериментирование «Чудесные превращения воды и льда» .

Загадывание загадок о зимующих птицах.

Решение кроссворда «Зимующие птицы» .

Продуктивная деятельность : создание из бумаги самолетика

Самостоятельные игры в центрах активности.

Вынос оборудования для проведения экспериментирования.

Прогулка

Наблюдение продолжаем самостоятельно понаблюдать за погодой и учиться передавать свои мысли. Труд на участке. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. П/и «Догони свою пару».

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

НОД

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Четверг– 03.12

Утро:

Познавательное развитие

«Вода и почва (исследование)». Цель : закрепить с детьми знания о том. Что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к природе. М.П.Костюченко «Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет» Стр.49

Речевое развитие

«Зима полна серебра». Чтение рассказа К.Ушинского «Проказы старухи – зимы». Цель : обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Стр.58.

Беседа о зиме по картинкам.

Д/игра «Летает не летает».

Ситуативный разговор. « Где я живу»- развивать диалогическую речь детей, уточнить у детей знание домашнего адреса.

«Описание зимы» - составление рассказа.

Предложить для рассматривания в книжном уголке книгу В. Бианки «Лесные домишки»

Игры детей в игровых зонах по интересам.

Прогулка:

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

    формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

    учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу - хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь - первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

    Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

    Какие защитные свойства у снега?

Найдите на нашем участке приметы зимы.

Подвижные игры: Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам

работа перед сном

Чтение сказки «Три жадных медвежонка». Рассказ о пользе дневного сна.

Вечер:

Художественно-эстетическое развитие (ИЗО).

«Снежный кролик» - лепка. Цель: продолжать учить детей создавать лепные образы конструктивным образом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показывать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, творческое воображение. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Стр.88

Гимнастика после сна. Комплекс

Закаливающие процедуры.

Заучивание наизусть стихотворения А. Говорова «Снегири».

Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в группе.

Игры со спортивным инвентарем

Учить резать ножницами строго по линии.

Самостоятельные игры в центрах активности.

Вынос бросового материала для изготовления кормушек.

Прогулка

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

НОД

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Пятница– 04.11

Утро:

Художественно-

эстетическое

развитие (музыка)

Физическое развитие

Рассказ педагога об опасных ситуациях во время зимних игр и забав.

Чтение художественной литературы: Яшин «Покормите птиц зимой» .

Д/игры : «Что перепутал художник» , «Краски зимы».

Самостоятельные игры в Центре книги.

Составление описательных рассказов о снегире и синице.

Рассматривани е альбома «Птицы» в уголке природы.

Предложить детям трафареты птиц для свободной деятельности в уголке изодеятельности.

Прогулка:

Наблюдение за трудом дворника

Цели :

    продолжать наблюдения за работой дворника;

    способствовать обогащению словаря;

    воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

    прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

    Что делает дворник зимой на территории детского сада?

    Какие орудия труда он использует для работы?

Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

- учить трудиться сообща;

- воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

Цели: упражнять в беге;

    закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;

    развивать ловкость, выносливость.

Бег парами – учить бегать парами, соизмеряя свои возможности и возможности другого ребёнка.

Вынос корма для птиц. Проверить кормушки для птиц, насыпать свежих крошек.

работа перед сном

Напомнить детям, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды, за прической. Воспитывать аккуратность опрятность.

Вечер:

Гимнастика после сна. Комплекс

Закаливающие процедуры.

Раскрашивание силуэтов воробья и вороны. Обыгрывание сказки «Морозко» по ролям.

Труд: приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе.

Беседа «Зачем мы говорим спасибо?» вспомнить вежливые слова и объяснить их значение.

Упражнения «Подбери слова-действия».

Самостоятельные игры в центрах активности.

Вынос силуэтов воробья и вороны.

Использование для инсценировки костюмов с уголка ряжения.

Прогулка

Повтор правил безопасного поведения во время зимних игр и забав. Рассмотреть здание д/с, вспомнить, кто здесь работает.

П/и «Мышеловка»

Похожие публикации