Техника рисования пластилином на картоне. Картины из пластилина своими руками: мастер класс. Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Это одна из моих работ, которые я делала на на конкурс "Русь моя родная", который проходил ещё в ноябре. Она посвящена празднику Преображения Господня, который ещё называют Яблочный Спас. Эскиз я срисовывала с картинки на календаре (отсканировать её, к сожалению, не получилось, принтер категорически отказался это делать).

Это отдельная фотография мамы, которая даёт яблоко девочке. На панно у неё самый красивый наряд, наверное. И самый сложный! Все эти полоски отдельно складывала и прилепливала. Двоюродной сестре особенно понравились ромбики на фартуке. Говорит, как пластмассовые получились!


А вот тут девочка и маленький мальчик. Если честно, мальчик на картине мне больше всех нравится.Назвала его Серёжей. Он у меня за маму спрятался, девочку, испугался, наверное:). У неё, кстати, платье хотела почти такое же сделать, как и у взрослой, но оно немного другое получилось. В корзинке у девочки ягоды.


Вот и последний персонаж, самый героический. Смело лезет за яблоками на дерево, насобирал уже две корзины. В самом углу видно голубя.

Голубь тут немного засветился, но зато видно листья на яблоне. Она у меня объёмная получилась!


Вот в заключение ещё одна фотография. Храм. Крест я слепила из "золотого" пластилина, да ещё и гелем с блёстками приукрасила. Брёвна и доски я вырезала стеком. И "свиток" с надписью. Пыталась сделать под старину. По-моему получилось. На этом всё, но у меня есть и другое панно, его покажу немного позже.Всех с прошедшими Рождеством и Новым Годом, и сегодняшним Крещением!


Все дети очень любят работать с пластилином, ведь это очень увлекательно и интересно, можно лепить всё, что позволит творческая фантазия малыша: цветок любимой маме, необычных животных, посуду для кукол, смешных человечков, даже создать объёмную аппликацию! Занятие лепкой очень полезно для ребёнка: развивается творческое мышление и воображение, в действии находится моторика пальчиков, что благотворно влияет на усовершенствование речи маленького человека. Это занятие называется пластилинография.

Задача взрослых, которые хотят развивать художественные способности у ребёнка, это знакомить их с различными вариантами работы из пластилина, выполнять вместе с ними разные поделки, поддерживать интерес к проявлению фантазии и индивидуальности в своей работе.

Очень красивую картину можно выполнить для детей из пластилина на картоне, плотной бумаге, прозрачном стекле. Такие поделки бывают плоскими и объёмными , а выполняться они могут с помощью разных техник. Выбирая технику, следует учитывать, что будет изображено на будущей работе, для какого возраста малыша она рассчитана, сложность выполнения картинки.

Техника размазывания

Чтобы использовать такую технику, можно купить в специальном магазине готовый шаблон с картинкой , затем заполнить её пластилином (часто всё вместе продаётся сразу в наборе). А можно самостоятельно нарисовать шаблон на картоне, желательно цветном. Затем размять пластилин до мягкого состояния, уложить нужными цветами на изображение и размазывать, учитывая границы рисунка. Некоторые детали, на ваше усмотрение, можно сделать выпуклыми. Получится ещё эффектнее.

Техника жгутиков

Главное, в этой работе, чтобы ребёнок научился делать жгутики . Сначала надо придумать, что будет изображено на картине, из каких деталей она будет состоять. Затем с помощью взрослых делается рисунок-шаблон для будущей поделки. Вначале нужно заняться лепкой жгутиков. Для этого пластилин нужно размять и скатать в длинные колбаски, это и будут — жгутики. Они могут быть разной длины и толщины, в зависимости от того, какие фигурки будут из них лепиться. Такие жгутики нужно просто сворачивать в нужном направлении, вперёд или обратно, для получения какой-либо детали. Полученные фигурки прикрепляются к основе из плотной бумаги.

Галерея: картины из пластилина (25 фото)
















Техника мозаики

Такая техника — это аппликация из небольших цветных шариков с использованием пластилина. Для такой поделки, как обычно, надо изобразить что-нибудь на картоне, а затем заполнить рисунок, заготовленными заранее, разноцветными шариками. Занятие лепкой этого вида техники развивает усидчивость и терпение у детей.

Объёмная техника

Эта техника исполнения особенно распространена в садиках, учреждениях младшей школы. Шаблон здесь не нужен, детали для композиции лепятся отдельно, а затем переносятся на картонную основу в виде каких-нибудь фигурок, растений или сказочных героев. Выполнять такую поделку это полёт для творческой фантазии и маленький автор сам может выбирать цветовое решение и размещение предметов на своей картине.

Несколько техник вместе

Если соединить сразу две, три техники в одной картине, получится очень оригинальная и своеобразная работа. Как лучше это делать, может подсказать ваша творческая фантазия и ребёнка, который участвует в создании этой красоты.

Например, создадим картинку с цветами. Принцип будет такой : сами лепестки выполним техникой размазывания, затем стебли и листья с помощью жгутиков. С помощью них можно сделать и красивую окантовку лепесткам цветов, а в серединку поместить шарики из цветного пластилина.

Цветы в кувшине

Предлагаем вам сделать из пластилина вместе со своим ребёнком очень красивую картину, это цветы в кувшине. В работе будут использоваться несколько техник. Выполнить такую аппликацию — несложно, увлекательно и очень интересно!

Материал для работы:

  • Лист картона любого цвета.
  • Клей.
  • Ножницы.
  • Разноцветный пластилин.

Этапы работы .

Аппликация из цветов

Очень красивый букет ромашек можно сделать тоже из пластилина. Выглядит такая поделка оригинально, свежо и по-летнему.

Материал для работы:

  • Пластилин цветной.
  • Лист картона синего цвета.
  • Стек.
  • Лак для волос.
  • Карандаш.

Этапы работы .

Получилась прелестная картинка цветов из пластилина на картоне — букет очень симпатичных ромашек, которые можно повесить на стену, использовать для подарка или вставить в рамку и украсить рабочий стол. Можно распечатать обычные трафареты для рисования и лепить на них.

Картины из пластилина











Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

  • Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

  • Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
А ромашки, незабудки, лютики-малютки
Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Мы слепили колобков,
Сплющили их с боков.
Тут же получился блин,
Очень мягкий (пластилин).

Важно: работа с пластилином - достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Техника для старших дошколят

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
  • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
  • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
  • Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

Я леплю из пластилина
Шарик, мячик и пингвина.
А вот это - бегемотик
У него большой животик.
Пластилиновые ушки
Шевелятся на макушке

Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

  1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
  2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
  3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
  4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
  5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
  6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
  7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
  8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

  • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
  • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
  • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
  • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
  • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Какой бывает пластилинография

Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография , в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография - любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

МБОУДОД «Чебоксарская ДХШ №6 им. Акцыновых»

Методическая разработка

Пластилиновая живопись

преподаватель изобразительного искусства

Рецензенты:

директор МБОУДОД

"Чебоксарская ДХШ №4 им. Э.Юрьева",

преподаватель изоискусства

МБОУ ДОД «Чебоксарская ДХШ№6 им. Акцыновых»,

преподаватель изоискусства

высшей квалификационной категории

Чебоксары – 2012г.

Пластилиновая живопись

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помошников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Моделирование, лепка, аппликация развивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Пластилин можно наносить плотными мазками или прикреплять к поверхности отдельно вылепленные фигуры и детали будущего сюжета.

https://pandia.ru/text/79/114/images/image003_72.jpg" alt="C:\Users\Таня\Pictures\plastilin5.jpg" width="211" height="146 id=">

Картины из пластилина

Рисование пластилином - все чаще встречающийся вид живописи. Этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука - мозг”.

https://pandia.ru/text/79/114/images/image008_32.jpg" alt="C:\Users\Таня\Pictures\icon_15.jpg" width="215" height="155 id=">

Откройте со своим ребенком технику пластилиновой живописи. Уникальные картины - без проблем. Только вместо красок мы предлагаем вам пластилин. Не удивляйтесь, но это не только удобно, но и красиво! Техника пластилиновой живописи похожа на письмо маслом - цветной пластилин скатывается в шарики и наносится на картон мазками, что способствует развитию мелкой моторики у ребенка и дает представление о богатстве цветов и оттенков. Юный художник развивает свое цветовосприятие и чувство гармонии.

Наши современные пластилины по своему качеству могут различаться очень широко. Есть более плотные по своей твердости. А есть наоборот, мягкие, нежные, легко плавящиеся. Так же, как и мягкость, разнообразен и цветовой спектр пластилинов, предлагаемых в магазинных наборах.

Но используя пластилин в качестве красок, можно нужный оттенок получить путем смешивания одного цвета пластилина с другим.

https://pandia.ru/text/79/114/images/image011_17.jpg" alt="C:\Users\Таня\Pictures\_4394340_dogdays.jpg" width="167" height="202">

Как правильно смешивать разные цвета пластилинов?

Палитра смешивания красок может быть такой же, как и при обычном смешивании, например, масляных красок, только сам процесс отличается тем, что кусочки пластилина обычно перемешивают прямо в руках до однородного оттенка. Нелишним будет предупредить, что смешивать более двух, в крайнем случае, трех разных цветов нежелательно, так как яркость цветового оттенка может слегка пожухнуть, то есть приобрести некоторую «забитость». С помощью смешивания разных цветных пластилинов можно получить более сложные цветовые оттенки.

Так, к примеру, если цветной пластилин смешать с небольшим количеством черного, то получится более глубокий насыщенный темный тон того цветового оттенка, с которым мы соединили черный. Если же цветные пластилины смешивать с белым, то все они приобретут пастельные тона. Например, при однородном соединении белого и цветного пластилинов, красный станет розовым, зеленый - салатным, синий - голубым, а фиолетовый - сиреневым. Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.

https://pandia.ru/text/79/114/images/image015_11.jpg" alt="C:\Users\Таня\Pictures\plast9-300x289.jpg" width="258" height="249 id=">Барельеф" href="/text/category/barelmzef/" rel="bookmark">барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

https://pandia.ru/text/79/114/images/image018_11.jpg" alt="C:\Users\Таня\Pictures\4023.jpg" width="226" height="297">

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

https://pandia.ru/text/79/114/images/image021_7.jpg" alt="C:\Users\Таня\Pictures\draw21.jpg" width="132" height="193 id=">

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой так называемый стиль, или почерк, по которому можно узнать автора. Здесь хотелось бы остановиться и рассказать немного подробнее о некоторых техниках и приемах рисования пластилином.

Давайте вспомним произведения художников-импрессионистов. Чем именно их картины отличаются от работ других мастеров?

Художники-импрессионисты используют необычную методику накладывания мазков на холст. Они большими сочными мазками передают желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.

Приблизительно так же можно рисовать и пластилином, нанося пластилиновые мазки на грунтованный картон. Мазки из пластилина выглядят слегка рельефными, но эта своеобразная особенность подчеркивает уникальность выбранного средства для живописи.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно».

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Все зависит от художественного замысла автора. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Для изготовления картин понадобятся следующие материалы: оргалит (плотный картон) и самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, детский цветной пластилин.

Пластиковая доска или доска из оргалита с ровной, гладкой поверхностью для раскатывания пластилина и изготовления из него деталей и фигурок. Стакан с водой, хлопчатобумажная салфетка для рук.

Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички, необходимые для выравнивания пластилина, вырезания и деталировки изображаемых предметов. Для придания поверхности определенной структуры используем различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления.

Оформление и хранение пластилиновых картин.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

https://pandia.ru/text/79/114/images/image025_5.jpg" alt="C:\Users\Таня\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img_2594.jpg" width="199" height="293">

Что лучше рисовать?

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.

Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Желаю всем всегда находить место для творческого праздника в своей жизни, удачи и новых красивых идей!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 комбинированного вида»

«Рисование пластилином (пластилинография) »

Подготовила:

воспитатель высшей кв. категории

Саранск – 2014г.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми, именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины.

Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника использования пластилина.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, плоскостных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник.

Зачем рисовать пластилином? - спросите вы. Очень просто. Далеко не каждый научился писать маслом. Этому в школе не учат. А создать рельефный шедевр хочется уже сегодня. Пожалуйста, к вашим услугам пластилин. Хотите знать, как будет выглядеть картина? - пересмотрите "Пластилиновую ворону".

Пластилином можно не только лепить, но и с помощью его рисовать.

Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным, увлекательным решением задач творческого развития детей .

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности.

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином;

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

Развитие мелкой моторики;

Ознакомление с окружающим миром;

Развитие эмоций и фантазии.

Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позволяют добиваться следующих результатов:

Дети увереннее работают с пластилином, в итоге нет одинаковых работ;

Становятся более внимательными;

Улучшает речевое развитие детей;

Формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками;

Развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца работу, увидеть свой конечный результат);

Развивается общая и мелкая моторика.

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и интеллекта ребенка.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

Итак, не каждый пластилин, подходящий для лепки, годится для рисования. Проведем его тестирование.

Пластилин плавающий флюорисцентный "Акваформ", компания "Гамма" (Россия):

Пластилин вначале пластичный, в процессе размягчения начинает немного подсыхать. И это "немного" - играет роль во время рисования. Вначале пластилин приклеивается к бумаге, но, подсыхая, начинает крошиться. Для рисования его лучше не использовать, иначе уже в процессе работы будет происходить потеря покрытия.

Пластилин плавающий, "Луч" (Россия):

Эластичнее других плавающих пластилинов. Можно смело соединять детали - они не упадут через десять минут с основы, следовательно цельность работы удастся сохранить до момента помещения в рамку и под стекло. Пластилин - матовый, если вы хотели бы получить "эффект масла", то он не отразит замысла художника.

Пластилин плавающий, Koh-I-Noor (Чешская Республика):

Слабозакрепленные цвета окрашивают не только пальцы, но и пограничные элементы. Поэтому при работе таким пластилином работа будет выглядеть несколько неряшливо. Пластилин неплохо клеится к бумаге, но не держит соединение между отдельными элементами. Таким образом, это один из самых неудобных для рисования видов пластилина.

Паста для моделирования Idigo (Италия):

Паста не держится на бумажной основе. Отдельные элементы также не удается соединить. Уже в процессе работы, когда основа еще лежит на горизонтальной поверхности, покрытие высыхает и начинает отваливаться кусками. Таким образом, паста вообще не подходит для рисования.

Пластилин "Мультики", компания "Гамма" (Россия):

Хорошо ложится на бумагу, но труден в работе: требует хорошего нагрева в руках и длительного размягчения. Таким образом, для рисования придется не только приложить определенные усилия, но и потратить больше времени. В остальном он очень удобен и дает рельефное глянцевое покрытие, которое не крошится. Несколько подкачали в наборе оттенки, что является для многих художников важным моментом. Цвета отличаются насыщенностью, но не чистотой.

Пластилин на растительной основе, Jovi (Испания)

Очень мягкий пластилин, рисовать с его помощью достаточно удобно. Хотя он хорошо подходит только для нанесения на основу методом размазывания. Создавать рельефные картины с его помощью труднее: он легко теряет форму, да и количества в наборе обычно недостаточно для рельефной картины. Пластилин дает глянцевое покрытие.

Пластилин с золотом "Престиж", компания "Луч" (Россия):

У этого пластилина - все в меру: он достаточно жесткий, чтобы держать заданную форму (тем самым он дополнительно укрепляет основу) и достаточно мягкий, чтобы наносить на основу. Кроме того, он в меру "липкий", но не размазывается по пальцам. Пластилин идеально подходит для рисования пластилином.

Восковой пластилин "Малыш", компания "Гамма" (Россия):

Удобен для рисования маленьким детям, так как пластилин - мягкий, хорошо клеится к основе и между собой, легко распределяется по поверхности, при этом мало пачкает руки.

Пластилин, Koh-I-Noor (Чешская Республика):

Очень похож по характеристикам на плавающий пластилин Koh-I-Noor, чуть эластичнее. В любом случае с ним лучше не связываться в качестве пластилина для рисования.

Несколько советов начинающим.

Для основы картины лучше использовать плотный, неглянцевый картон. Можно и бумагу для рисования, но также плотную, чтобы картина держала форму и не сбрасывала готовые элементы. В качестве долговечной основы подойдет оргстекло и фанера.

При частичном покрытии поверхности, проверьте предварительно качество соединения пластилина с основой. Если пластилин плохо приклеивается, он в любой момент работы может отвалиться.

Стек используют для нанесения контуров на пластилиновую поверхность или придания поверхности фактуры.

Дополнительные детали можно сделать из бусин, бижутерии , пуговиц, желудей и других мелких элементов.

https://pandia.ru/text/79/152/images/image005_51.jpg" width="298" height="222 src=">

Наносите пластилин с верхней части картины, чтобы не испортить ладонью уже готовые участки.

Готовую работу можно вставить в рамку со стеклом. Таким образом удастся надолго сохранить цельность картины и защитить ее от налипания пыли.

https://pandia.ru/text/79/152/images/image009_33.jpg" width="158" height="209 src=">

Приемы работы с пластилином и возраст ребенка:

С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:

Раскатывать «колбаски» и «шарики»,

Сплющивать «лепешки»,

Вытягивать пластилин,

Слеплять детали друг с другом.

Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

Выполнение декоративных налепов разной формы,

Прищипывание,

Сплющивание,

Оттягивание деталей от общей формы,

Плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В

И даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Приемы нанесения пластилина на основу.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начать в младшем возрасте с простых приемов и создания простых картинок, постепенно к старшему возрасту переходить к созданию более сложных картин.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Смешивание пластилина.

Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Пластилин наносят на картину не кистью или валиком, а пальцами. С такой работой справится не только взрослый, но даже карапуз. К тому же в пластилиновую картину всегда можно внести коррективы. НО! Есть к пластилину одно главное требование - он должен хорошо держаться на основе. Плюс ряд "неглавных" требований: материал должен быть эластичен (чтобы не трескался и не отваливался кусками), гладким (чтобы элементы не выглядели, как кожа бегемота), теплостойким (чтобы не потерять шедевр однажды жарким днем).

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Список использованной литературы

1. , «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.

2. , «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, 1998г.

3. «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.

4. , «Технология», Москва, 2005г.

5. Из опыта работы.

Похожие публикации