Сможет ли Иран заблокировать Ормузский пролив? К чему приведет блокировка Ираном Ормузского пролива

Ормузский пролив связан с Персидским заливом, Красным морем, Оманским заливом и частью Индийского океана. Канал представляет собой узкую полоску воды, отделяющей Оман от Ирана.

Это единственный морской проход из Персидского залива в открытый океан и является одним из наиболее стратегически важных в мире перевалочным пунктом. На северном побережье — Иран, а на южном побережье — Объединенные Арабские Эмираты и Мусандам (эксклав Омана). В самом узком месте, пролив составляет 29 морских миль (54 км) в ширину.

Ормузский пролив образует стратегическую связь между нефтяными месторождениями в Персидском заливе, который сам по себе является морским тупиком Оманского залива и Индийского океана.

Открытие прохода в Персидский залив было описано в руководстве морякам 1-го века, оно называлось «Перипла из Эритрейского моря» (Эритрейским в те времена называли Красное море).

«На верхнем конце этих островов Calaei целый ряд гор по имени Calon, и недалеко за его пределами — устье Персидского залива, где есть много жемчужных мидий. Слева от пролива великие горы, называются Asabon, и справа возвышается ещё одна высокая гора под названием Семирамида, между ними проход через пролив составляет около шестьсот стадий, за которыми очень большое и широкое море, Персидский залив. На верхнем конце этого залива есть рынок-город, назначенный законом называться Apologus, расположенный рядом с Charaex Spasini и рекой Евфрат» . — Перипл Эритрейского моря, Глава 35

С 10 -го по 17 -й век нашей эры, люди Королевства Ormus дали своё имя проливу. Учёные, историки и лингвисты считают, что название «Ормуз» из местного персидского слова هورمغ Hur- mogh означает открытые ладони. Среди местных диалектов Hurmoz и Минаб этот пролив до сих пор называют Hurmogh и имеет вышеупомянутый смысл. Сходство этого слова с именем персидского бога هرمز Hormoz (Хормуз — вариант Ахурамазды) привело к распространенному мнению, что эти слова связаны между собой.

Ормузский пролив имеет ширину от 54 до 80 км, но навигация ограничена двумя каналами 3 км шириной. Циркуляция, таким образом, весьма ограничена — значительное количество танкеров и контейнеровозов делают навигацию по узким каналам с трудом. Чтобы уменьшить риск столкновения, корабли, проходящие через пролив, следуют правилу разделения движения: входящие суда используют одну полосу, исходящие корабли другую. Полосы разделены «медианой» в две мили шириной.

Кроме того, острова, которые ведут контроль над проливом, оспариваются Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами. Ормуз — будто ребёнок, который находится между двумя разгневанными родителями.

15 — 17 миллионов баррелей сырой нефти проходит через Ормузский пролив в обычный день. Это примерно пятая часть мировых запасов нефти. В дополнение к сырой нефти, 2 млн баррелей светлых нефтепродуктов экспортируется через канал ежедневно, а также сжиженный природный газ.

В среднем 14 танкеров сырой нефти в день проходит через пролив, и соответствующее количество пустых танкеров поступают в обратном направлении, чтобы забрать новые грузы. Более 85 процентов этого экспорта сырой нефти идёт на азиатские рынки — Японию, Индию, Южную Корею, Китай.

Пролив достаточно глубокий, вмещает все существующие классы танкеров.
Безопасность пролива часто ставится под угрозу, потому что коммерческое его использование постоянно является предметом раздоров.

В период с 1984 по 1987 «Война Цистерн» имела место между Ираном и Ираком, где каждая воюющая сторона (ирано-иракской войны 1980-1988) начала обстрел танкеров, даже нейтралов, направляющихся в их соответствующий порт. Доставка в Персидском заливе упала на 25%, заставляя вмешаться Соединенные Штаты, обеспечить проход судоходных путей.

Ормузскому проливу очень мало альтернатив для экспорта нефти. А Персидский залив традиционно сосредоточен на производстве и распределении нефти. Например, Дубай — 9 -й по величине контейнерный порт в мире с оборотом 15,2 млн TEU и может быть доступным только через Ормузский пролив.

Ормуз стал основным перевалочным маршрутом, связывающим главную Азию, Ближний Восток и Восточную Африку. Прекращение циркуляции через Ормузский пролив нанесёт ущерб мировой торговле нефтью, а также коммерческой торговле по маршрутам Европа / Азия.

США стремятся, чтобы остальной мир прекратил покупать иранские углеводороды, а Тегеран угрожает закрыть пролив, через который проходит почти 20% мировой нефти. Подобная ситуация возникает не впервые, но на этот раз всё куда серьезнее, чем раньше..

«Американцы заявили, что хотят полностью остановить иранский экспорт нефти. Они не понимают, что это значит. Иран выстоит в период, когда его нефть не экспортируется, а вот остальной части региона от этого будет худо».

Эти слова президента Ирана Хасана Роухани, произнесенные в начале июля, были куда менее заметными, чем прозвучавшие из Тегерана ближе к концу того же месяца предупреждения, в которых Америке предложено не играть с огнем и «не дергать льва за хвост», потому что «война с Ираном - мать всех войн».

Насколько высказывания иранского лидера задели Дональда Трампа, который тут же в порыве ярости (о чем говорит текст, набранный одними заглавными буквами) отреагировал в своем главном СМИ - «Твиттере»: «НИКОГДА, НИКОГДА НЕ УГРОЖАЙТЕ США, А ТО ПОСТРАДАЕТЕ ТАК, КАК МАЛО КТО В ИСТОРИИ СТРАДАЛ. МЫ БОЛЬШЕ НЕ ТА СТРАНА, КОТОРАЯ БУДЕТ ТЕРПЕТЬ ВАШИ СЛАБОУМНЫЕ РЕЧИ О НАСИЛИИ И СМЕРТИ. ОПАСАЙТЕСЬ!»

Несмотря на отсутствие ответа Роухани на явно провокационную реплику хозяина Овального кабинета, считать, что Тегеран выкинул белый флаг, нет оснований. Их вообще нет никогда, если мы имеем дело с Ираном, государством, не один десяток лет прожившим в условиях американских санкций и попыток Штатов устроить персам полную мировую изоляцию.

Что бы там ни говорили о военном превосходстве американских ВМС, а Ирану куда проще перекрыть судоходство по Ормузскому проливу, чем США обеспечить беспрепятственное прохождение нефтеналивных танкеров в этом месте Персидского залива, очертаниями напоминающем воронку для слива жидкостей.

Опыт - сын ошибок трудных

Во время ирано-иракской войны (1980–1988 годы) Иран уже поучился тому, как противостоять американским войскам. Возможности персидского государства в военном отношении тогда были не самые лучшие, главным атрибутом можно было считать безграничную готовность иранских солдат и офицеров пожертвовать собой ради родины. Но для победы над ВМС США, корабли которых входили в территориальные воды Ирана «для защиты международного судоходства» по мере необходимости и не спрашивая разрешения, этого было мало. Что в Тегеране наверняка заметили.

С тех пор прошло 30 лет, в течение которых иранские ученые, пользуясь китайскими лицензиями и технологиями, создали мощный арсенал ракет (как малых и средних, так и оперативно-тактических). Дальность полета которых - от 30 до 200 км - позволяет бить по любой точке пролива не только с побережья, но и из глубины страны.

Военные эксперты различных государств сходятся во мнении, что «иранские ракеты способны утопить почти любой военный корабль мира». Слово «почти» здесь, хотя и не лишнее, но не определяющее. Тегеранские стратеги и не замышляют проворачивать миссии, которые заведомо невыполнимы. Чтобы заблокировать Ормузское горло, не обязательно топить эсминцы, миноносцы и авианесущие крейсеры - вполне достаточно положить на дно в нужных местах несколько нефтеналивных танкеров.

Ширина пролива в самом узком месте - 54 км. Судоходной его части - всего 10 км. Коммерческих фарватеров (их два), где могут пройти современные супертанкеры (длина - не менее 230 м, высота - до 50 м), - и вовсе 2,5 км. По оценкам специалистов, чтобы в мире наступил топливный коллапс , требуется затопить два, максимум три судна этого класса в местах, которые иранским океанографам и морским разведчикам, конечно же, хорошо известны.

Сомнительно, что Вашингтону удастся с помощью «Твиттера» президента США или заявлений Пентагона напугать Тегеран. Если же попытаться сделать это с помощью оружия, то потребуется операция не меньшего размаха, чем знаменитая «Буря в пустыне», которая сегодня стоить будет на порядок, а то и два выше, чем вышибание Ирака из Кувейта почти 30 лет тому назад.

Стоит вспомнить, что мусульмане всегда готовы жертвовать собой по первому призыву аятоллы. Не забыть об особенностях рельефа, которые играть будут на стороне защищающихся, а не атакующих. И приложить к этим характеристикам высокую подвижность транспортных средств, замаскированных под вполне обычные фуры дальнобойщиков, на которых размещаются иранские ракеты.

Сочетание всего этого способно серьезно подорвать технологическое преимущество американской армии. Иранцам ничего не стоит закатить грузовичок с легкой ракетой на городскую площадь и произвести оттуда пуск. Что в ответ предложат американские стратеги - стрелять на поражение по населенным пунктам, что обернется ударом по собственному престижу и имиджу в мире?

Что такое Ормузская «воронка» для мировой экономики

Через Ормузский пролив проходит до 40% общего объема нефти и нефтепродуктов, транспортируемых на планете по морю. И до 20% всей нефти, добываемой в мире. 90% черного золота, выкачиваемого странами залива, развозится по странам и континентам также через Ормуз. Цифры подсказывают, что возникновение коллапса мирового уровня в случае блокировки пролива - не красивый оборот речи, а самая что ни на есть жесткая реальность.

Несколько дней назад глава Корпуса стражей Исламской революции (КСИР или Пасдаран) генерал Мохаммад Али Джафари высказался недвусмысленно: «Мы заставим врага понять, что либо все могут использовать Ормузский пролив, либо никто».

«Вариант Ормуз» - козырная карта иранских лидеров, наличие которой они демонстрируют, как только видят угрозу военного нападения на свою страну. Было такое, например, в 2008 и 2011 году. Однако большинство экспертов всегда считали план перекрытия пролива блефом, ибо Иран и сам этим путем транспортирует свою собственную нефть.

Однако сегодня всё может выглядеть совсем по-другому. После одностороннего отказа США от многосторонней ядерной сделки по Ирану администрация Трампа увлечена кампанией давления на Тегеран, которая включает введение экономических санкций и ограничение участия исламской республики в коммерческих сделках. Вашингтон заявил, что, начиная с ноября, он будет наказывать центральные банки всех стран, которые приобретают иранскую нефть, а это - два миллиона баррелей в день, которые приносят Тегерану доходы примерно $50 млрд в год.

Некоторые страны, такие как Индия и Турция, уже заявили о своей готовности не подчиняться ограничениям, налагаемым США, однако не стоит думать, что этому примеру последуют многие. И если Иран станет терять свои нефтяные рынки, это может стать последней каплей для его финансов, уже переживающих тяжелый кризис, из-за которого местная валюта, риал, только за последние три месяца потеряла половину своей стоимости. Задача Белого дома - усугубить трудности иранской экономики, что в конечном итоге может повлечь крах теократической системы, действующей с 1979 года.

В расчете на выключение Ирана из топливной схемы мира США уже успели договориться с саудитами об увеличении ими добычи нефти, чтобы предлагаемые объемы на рынке черного золота не изменились. Но весь этот план полетит в тартарары, если Тегеран перекроет Ормуз: практически всё, что добывается Ираком, Кувейтом, Катаром и Бахрейном, а также часть производимого Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией, транспортируется через пролив, а значит, окажется вне доступа покупателей.

И хотя две страны, названные последними, обладают нефтепроводами, которые позволяют перекачивать продукт в порты, на которые «воронка» не влияет (первая - в Красное море, вторая - в Оманский залив), это проблемы не решает. Блокировка Ормузского пролива даже на несколько дней подтолкнет цены на нефть резко вверх, что вызовет энергетический кризис.

Зачем воевать с военными кораблями, когда есть коммерческие?

«Ирану не нужна какая-то особенно крутая военная сила, чтобы реализовать свою угрозу прервать коммерческий трафик в проливе. Он может повредить торговые суда дешевыми противокорабельными ракетами, выпущенными с быстрых патрульных катеров, торпедами с подводных лодок или установив мины, - выразил свое мнение в интервью ВВС Рокфорд Вейц , директор программы морских исследований Fletcher при Университете Тафтса (США). - Фактически, это уже было опробовано во время военной конфронтации между Ираном и Ираком в 1980-х годах. В конфликте, который назывался «войной нефтяников», каждая страна пыталась затопить морские грузовики противника. Чтобы избежать нападения, кувейтские суда начали плавать под американским флагом, и, хотя поток сырой нефти не был полностью прерван, стоимость страховок судов, курсировавших в этом районе, буквально взлетела, что тоже поспособствовало росту цен на углеводородное сырье».

Современные гигантские танкеры довольно сложно вывести из строя. В отличие от судов, ходивших в 1980-х годах, большинство нынешних танкеров имеют двойной корпус, благодаря чему пустить ко дну их гораздо труднее, считает Вейц. Тем не менее даже скромное нарушение коммерческого судоходства может спровоцировать экономический ущерб в виде более высоких ставок на морское страхование, а также скачков на биржах из-за опасений по поводу поставок нефти, уверен эксперт.

Ставки в игре «на пролив» настолько велики, что в ВМС США уже разработали планы быстрого разблокирования этого морского маршрута, если возникнет такая необходимость.

«Если Иран решит закрыть Ормузский пролив военным путем, ответ не заставит долго ждать: совместные усилия США и наших арабских союзников в Персидском заливе позволят возобновить судоходство в «воронке» в течение нескольких дней», - сказал в интервью CNBC отставной американский адмирал Джеймс Ставридис, бывший Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

По мнению министра обороны США Джеймса Мэттиса, блокада Ормуза «потребует адекватного ответа от международного сообщества, которому крайне важно нормальное функционирование этого канала: мировая экономика зависит от этой энергии».

США готовы загребать жар. Но - чужими руками

По сообщениям CNN, американская администрация в настоящее время занята изучением вопроса, какие военные силы и средства необходимо держать наготове на случай блокирования пролива. Однако в другом новостном сообщении упомянутое СМИ, на основе сведений из источников, близких к Белому дому, утверждает, что военные действия в случае иранской атаки вестись будут не американцами, а их союзниками-саудитами. И, возможно, силами создаваемого по инициативе Эр-Рияда и при одобрении США, Ближневосточного стратегического альянса (MESA), в просторечии именуемого Арабским НАТО. Известно, что представители стран, которые войдут в MESA, планируют провести саммит в Вашингтоне 12 и 13 октября.

Ормуз, кстати, будет не единственной головной болью Арабского НАТО, как, впрочем, и не единственной причиной создания альянса. Недавние события в Баб-эль-Мандебском проливе (между южнойеменским «углом» Аравийского полуострова и африканским побережьем) тоже сильно потрепали нервы миру. 26 июля два танкера саудовской нефтяной компании Saudi Aramco подверглись нападению со стороны повстанцев-хуситов Йемена. Атака вынудила компанию приостановить свои поставки нефти через этот пролив.

Хотя США традиционно обвиняют Иран в поддержке хуситов, на самом деле неизвестно, стоял ли за этой атакой Тегеран. Но степень угрозы ясна: в случае противостояния иранцы могли бы легко парализовать движение кораблей через Баб-эль-Мандеб, пропускающий почти 5% от мировой добычи нефти.

Насколько сильно повлияет закрытие этих проливов на мировую экономику, будет в значительной степени зависеть от продолжительности блокады. 29 стран - членов Международного энергетического агентства должны, согласно требованиям энергетической безопасности, иметь как минимум 90-дневный резерв нефти. США в настоящий момент располагают значительно бо́льшими запасами. А вот у Китая их - только на 34 дня, у Индии - всего на 10.

«Блокировка Ормуза - это угроза, прежде всего, экономикам Китая, Японии, Южной Кореи и Евросоюза, - отмечает в комментариях испанскому изданию El Confidencial Робин Миллс , энергетический аналитик и исполнительный директор Qamar Energy. - США, которые сейчас являются крупным производителем сырой нефти, по-прежнему остаются и нетто-импортером и потому пострадают, но в меньшей степени, чем перечисленные выше государства. А вот Россия выиграет, и в значительной степени».

Кроме того, по его словам, блокировка Ормузского пролива создаст больше проблем для сжиженного природного газа, чем для нефти. Катар экспортирует четверть запасов СПГ через Ормуз, а такие страны, как Южная Корея, Япония и Тайвань, полностью зависят от импорта катарского СПГ. «Россия воспользуется возможностью увеличить свои поставки в Европу, усилив свое геополитическое влияние в этом регионе», - полагает эксперт.

Ормузский пролив соединяет два залива - Оманский и Персидский, поэтому является стратегически важным объектом. Северным его побережьем владеет Иран, а южным - Оман и В проливе расположены два транспортных канала по 2,5 километра шириной, а между ними - буферная зона шириной в пять километров. Ормузский пролив - единственный водный путь, по которому арабские газ и нефть могут экспортироваться в третьи страны, например, в США.

Этимология

Своё название пролив получил от острова Ормуз, а у острова, в свою очередь, есть три варианта происхождения названия. Первое - в честь персидского бога Ормузда, а второе - от персидского слова, в переводе означающего «финиковая пальма». И третий вариант - местный диалект, называющийся "хурмоз".

Громкие события

Операция «Богомол»

Восемнадцатого апреля 1988 года во время войны Ирана с Ираком Военно-морские силы США провели операцию, в которой были задействованы Персидский и Ормузский залив. Она стала ответной реакцией на подрыв американского корабля на иранских минах. В итоге был потоплен фрегат «Саханд» и несколько мелких кораблей.

Авиакатастрофа

Третьего июля 1988 года войсками США был сбит пассажирский самолёт Ирана, из-за чего погибло почти триста человек. По поводу этого события существует множество версий, и, бесспорно, это одна из самых кровавых трагедий в истории авиации.

Америко-иранский инцидент

Шестого января 2008 года несколько патрульных иранских катеров приблизились на расстояние менее двухсот метров к судам Военно-морских сил США, которые, по словам командования, в тот момент находились в международных водах. Впоследствии одним из капитанов американских кораблей была предоставлена запись, свидетельствующая о том, что катера грозились открыть огонь по судам США. На это Иран опубликовал свою запись, в которой присутствовал только обычный радиообмен.

Угроза блокировки канала Ираном

Двадцать восьмого декабря 2011 года Мухамад Реза Рахими выразил своё резкое недовольство экономическими санкциями, которые хотели ввести США. Он заявил, что в случае любого давления со стороны Америки поставки нефти через Ормузский пролив будут блокированы, а ведь через него проходит пятая часть всех нефтяных поставок.

В США посчитали это пустыми угрозами, не придав никакого значения словам иранского вице-президента. Джордж Литл, представитель Пентагона, заявил, что Ормузский пролив является значимым не только для них, но и для самого Ирана. Американский флот выразил полную боевую готовность к возможным действиям на море. Таким образом, если Иран всё же решит перекрыть пролив, США немедленно примут силовые меры по этому поводу. Америка считает, что Иран не имеет права закрывать этот морской путь, так как это является прямым нарушением международного права, чего она не потерпит.

Несмотря на воинственный настрой Штатов, географические особенности пролива затрудняют военную активность в этом регионе: он довольно узкий, поэтому быстрые и небольшие иранские катера имеют преимущество перед тяжеловесными американскими судами. Поэтому США нашли другое решение проблемы: сотрудничество со странами-соседями Ирана с целью перенаправления нефти наземным путём без участия Ормузского пролива.

Ормузский пролив
араб. مضيق هرمز , перс. تنگه هرمز

Карта Ормузского пролива
Характеристики
Ширина 54 км
Длина 195 км
Наибольшая глубина 229 м
Расположение
26°34′00″ с. ш. 56°15′00″ в. д. H G Я O L
Страны

Ормузский пролив

Аудио, фото и видео на Викискладе

Вид со спутника

По данным Подразделения морской статистики Lloyd’s, в 2006 году через Ормузский пролив проходило 33 % глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю. По данным на 2011-2013 годы, через пролив проходили 17 млн баррелей в сутки, то есть пятая часть мировых поставок нефти . Через пролив проходит более 90 % нефти, добываемой в странах Персидского залива (по состоянию на 2006 год) . Эта нефть составляет до 13 %/23%/73% потребляемой нефти в США, странах Западной Европы и Японии, соответственно .

Этимология названия

Название происходит от острова Ормуз . Существует два варианта происхождения названия острова. Самой популярной на сегодняшний день является версия о происхождении названия от имени персидского бога Ахура-Мазды (Ормузд; перс. هرمز ‎). Учёные, историки и лингвисты, предлагают свою версию, в соответствии с которой слово «Ормуз» произошло от персидского слова هورمغ (Hur-mogh ), что в переводе означает «финиковая пальма».

События

Операция «Богомол»

США предпримут силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. Об этом сообщил 8 января 2012 года в эфире американского телеканала CBS министр обороны США Леон Панетта .

«Наша позиция чрезвычайно ясна - США не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива. Эта та красная черта , которую нельзя переходить, и мы ответим на это», - заявил Панетта .

См. также

Примечания

  1. Ормузский пролив // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра , 1986. - С. 268.
  2. Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. - М.: Наука, 1966. - С. 26.

Ормузский пролив - самый известный в мире морской «нефтяной коридор», стратегическая артерия нефтедобывающих стран Персидского залива. Через пролив проходит главный судоходный путь вывоза ближневосточной нефти.
- место крайне соленых вод. Именно здесь наблюдается максимальная соленость поверхностных вод всего Индийского океана, она достигает 40-41% о.
Соленые воды Персидского залива опускаются под собственной тяжестью на дно и затем через Ормузский полив протекают в Оманский залив и далее в .
Здесь всего лишь несколько островов, и самый большой - иранский остров Кешм, вытянувшийся вдоль побережья материка на 136 км и отделенный от материка узким проливом Кларенс (минимальная ширина - 1800 м). Остров занимает ключевое положение и позволяет Ирану контролировать все передвижения судов в акватории пролива.

История

Первые поселения в районе пролива появились еще до нашей эры, на острове Кешм, и о них сообщал в своих трудах древнегреческий географ Клавдий Птолемей (около 87 - около 165 гг.).
Судя по древним географическим названиям Кеш, Киш, Танб, островом и берегами пролива владели эламиты - жители Элама, государства, существовавшего примерно пять тысяч лет назад на юго-западе современного Ирана.
Так как остров Кешм и берега пролива представляли собой важнейший стратегический район у выхода из Персидского залива, эти земли многократно подвергались нападению захватчиков. Эламитов сменили Омейяды, а их, в свою очередь, - Аббасиды, а за ними - Сасаниды.
К 1200 г. торговля Запада с Индией и Китаем осуществлялась только через Ормузский пролив. К середине XIII в. пролив и прилегающие к нему территории вошли в состав Монгольской империи (государство Хулагуидов). Тогда же в этих местах побывал и описал их в своих трудах венецианский путешественник Марко Поло (1254-1324 гг.).
Позднее над акваторией пролива властвовали правители государства Тимуридов, затем Сефевидов.
В XIV в. пролив контролировался арабским торговым государством Ормуз. Во время Португало-персидской войны в 1507 г. пролив был захвачен португальцами под предводительством Афонсу д"Апьбукерке (1453-1515 гг.), или Великого Апьбукерка, создателя Португальской колониальной империи.
В XV-XVI вв. в Ормузском проливе прочно обосновались португальцы. Они же дали и имя проливу, использовав название города Ормуз - крупного порта, что в те времена стоял на северном берегу пролива. Город назывался по имени зороастрийского бога добра Ормузда.
Для защиты важного пункта, дававшего контроль над проливом, португальцы построили Ормузскую крепость.
В 1622 г. пролив перешел под контроль Персии, острова и форты португальцев были захвачены шахом Аббасом I (1571-1629 гг.) при содействии английского флота.
К XX в. ситуация в проливе стала относительно стабильной: северным берегом владел Иран, южным - Оман и арабские эмираты.
Значение пролива, прежде - периферийного торгового пути - стало всемирно важным после открытия месторождений нефти и газа в Персидском заливе. Тогда же стало ясно, что тот, кто контролирует залив, держит в руках значительную часть мирового рынка углеводородов.
Пролив разделяет Северное побережье, принадлежащее Ирану, и южное, занятое Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом. Через пролив проходит главный судоходный путь вывоза ближневосточной нефти.
Иран регулярно заявляет, что готов в любой день перекрыть Ормузский пролив и тем самым заблокировать поставки ближневосточной нефти.
Традиционное занятие местного населения в зоне пролива - рыбная ловля. Вдоль берега протянулись узкие полоски обрабатываемой земли, нуждающейся в поливе, так как здесь нет и намека на реки или ручьи: воду получают или из подземных источников (на иранском берегу), либо опресняя морскую (в Омане и ОАЭ). Выращивают здесь преимущественно дыни и финики десятков сортов, а также добывают соль, как и во времена Марко Поло.
Главная природная достопримечательность, где останавливаются перелетные птицы, - морские леса Хара, ставшие первым иранским геопарком.
Так как Ормузский пролив остается единственным морским путем из Персидского залива, через который проходят нефтяные супертанкеры, позволяющие экспортировать арабские газ и нефть, его экономическое и геополитическое значение в наши дни велико как никогда. Через него ежегодно проходит около 20% всей добытой в мире нефти и примерно 35% всей нефти, что перевозится морем.
В связи с этим требуется особая организация движения гигантских судов в проливе. Чтобы снизить риск столкновения и последующей масштабной экологической катастрофы, суда передвигаются по Ормузскому проливу в соответствии с СРД - схемой разделения движения. Согласно схеме суда, следующие в Персидский залив, и суда, следующие из него, проходят двумя отдельными транспортными каналами шириной около 2,5 км каждый, разделенными пятикилометровой буферной зоной.
В среднем за один день проливом проходят до 15 танкеров, перевозящих около 17 млн баррелей сырой нефти. 85% всей этой нефти отправляется на азиатские рынки, в Японию, Индию, Южную Корею и Китай.
Главная проблема, возникающая при таком порядке прохода по проливу, заключается в том, что суда должны проходить по территориальным водам Ирана и Омана. Почти все входы в Персидский залив идут через иранские воды, а большая часть выходов из него - через воды Омана. Интересно то, что далеко не все страны подписали соглашение об СРД, но все ему неукоснительно следуют, в том числе и США, чьи отношения с Ираном находятся на грани войны.
Обе страны - Иран и США - держат в зоне пролива большие соединения ВМС и периодически устраивают друг другу «проверки на прочность», угрожая «перекрыть пролив». Эти события оказывают колоссальное воздействие на мировые биржи и цену на нефть. Ситуация уравновешивается взаимной зависимостью обеих стран от пропускной способности Ормузского пролива: Ирана - как поставщика, США - как потребителя нефти. Обе страны ищут альтернативные пути поставки и получения нефти.
Один из таких путей - бывший иракский трубопровод через Саудовскую Аравию в порт на , но его пропускная способность составляет всего 1,65 млн баррелей в день. Недавно запущен трубопровод из в Персидском заливе в Фуджайру в Оманском заливе. Этот обходной путь построили китайцы, и он пропускает до 2 млн баррелей в день. Третий трубопровод - Трансаравийский, который идет в Ливан и Иорданию, - практически заморожен и используется не более чем на 1/10 номинальной мощности (500 тыс. баррелей в день). Но эти трубопроводы пока не в состоянии заменить Ормузский пролив.

Общая информация

Местоположение : Южная Азия. Соединяет Персидский и Оманский заливы Аравийского моря (Индийский океан) и пролегает между Аравийским полуостровом и материковой частью Азии.

Государства на берегах пролива : на севере - Иран, на юге - Объединенные Арабские Эмираты и Оман.

Происхождение : тектоническое.

Ближайшие порты : Бендер-Аббас (Иран) - 426 323 чел. (2012 г.), Эль-Хасаб (Оман) - 18 151 чел. (2010 г.), Бендер-Хемир (Иран) - 11 307 чел. (2006 г.).

Языки : арабский, персидский.
Крупные острова : Кешм, Ларек, Ормуз (все - Иран).

Цифры

Площадь : 16,2 тыс. км 2 .

Длина : 195 км.
Ширина : в самом узком месте - 54 км, в самом широком - 116 км.
Глубина : средняя - 56 м, судоходной части - 27,5-229 м.

Соленость воды : 38%о.

Приливы : до 3,5 м.

Поверхностные течения : зимой из Персидского залива в Оманский, а летом - в обратном направлении.

Скорость поверхностного течения : 0,5 км/ч.

Приливные течения : до 8 км/ч.

Климат и погода

Тропический, жаркий.

Среднегодовая температура воды : +27°С.

Средняя температура воздуха в январе : + 20°С.

Средняя температура воздуха в июле : +32°С.

Среднегодовое количество осадков : 200-500 мм.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Экономика

Полезные ископаемые : нефть и газ Персидского залива, красная охра (остров Ормуз).

Судоходство (транспортировка сырой нефти из Персидского залива).

Рыболовство .

Достопримечательности

Остров Кешм (Иран): мангровый лес Ара (Хара), долина Звезд,геологический массив Намакдон, ущелье Чаку, пещеры Харбоз, португальские крепости.
Город Кешм (остров Кешм, Иран): соборная мечеть, базар, храм Митры, водохранилище Аб-Анбар (XIX в.), морской паркХормоз.
Остров Ормуз (Иран): Ормузская крепость (португальский замок).
Город Бендер-Аббас (Иран): Медицинский университет, Исламский университет Азад, Университет Хормозган.
Город Эль-Хасаб (Оман): португальский форт (XVII в.), рынок, доисторические петроглифы (деревня Тави).
Природные : морские леса Хара (Иран).

Любопытные факты

■ Остров Киш предположительно является прообразом библейского райского сада Эдем.
■ В районе Ормузского пролива курсирует самый быстрый дизельный паром-катамаран в мире - «Шинас», связавший Оман с Маскатом. Паром-катамаран длиной 65 м с 210 пассажирами и экипажем на борту способен развивать рекордную скорость почти в 56 узлов.
■ В 2008 г. на острове Ормуз был создан крупнейший в мире почвенный ковер. Композиция под названием «Персидский залив» была составлена из почв 70 оттенков и имела площадь 1200 м 2 .
■ В 1469 г. на острове Ормуз побывал русский путешественник Афанасий Никитин (? - около 1474 г.), так описавший остров в своем легендарном труде «Хождение за три моря»: «А Ормуз - на острове, и море наступает на него всякий день по два раза... Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет... Ормуз - пристань большая, со всего света люди тут бывают, всякий товар тут есть; что в целом свете родится, то в Ормузе все есть. Пошлина же большая: ей всякого товара десятую часть берут».
■ Оманский город-порт Эль-Хасаб называют «Арабской Норвегией» из-за окружающих город фьордов и высоких гор.
■ Ормузский пролив служит транспортной артерией для одного из самых масштабных контрабандных маршрутов в мире. Ежедневно из Омана в Иранский Ормуз на моторных лодках переправляют товары, запрещенные в Иране торговыми санкциями, на 10 млн долл.: от американских сигарет и кока-колы до компьютеров, телевизоров и обуви. Контрабандисты пользуются старым морским правилом, по которому суда, вышедшие из порта перед заходом солнца и прибывающие к месту назначения после заката, имеют право беспрепятственного прохода в гавань. Поэтому лодки, загруженные товаром, ждут вечера, чтобы отправиться в путь. Переход лодки через Ормузский пролив занимает всего пятьдесят минут.
Похожие публикации