Мисс афганистан. История одной фотографии: Афганская девушка

Заканчивался 1984 год. Афганистан вот уже пять лет раздирала гражданская война. Миллионы его жителей искали приюта в Пакистане. На границе, как грибы после дождя, вырастали палаточные лагеря для беженцев. В некоторых из них жили десятки тысяч человек. В тесноте и грязи, без водопровода и канализации, среди болезней и нищеты, на милости чужих людей.

Здесь же, на границе, постоянно переезжая с места на место, встречаясь со всеми сторонами в этой трагедии, работали двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри. Лагерь Насир Баг не был главной точкой в их маршруте, просто одной из многих. Бродя среди моря палаток, они услышали детских смех в одной из них - и, конечно, не смогли пройти мимо.

Внутри оказалась импровизированная школа для девочек. Крыша «настоящей» школы - земляной хижины - обвалилась во время сильного дождя несколько месяцев назад. С тех пор пятерым учительницам и трем сотням учениц приходилось ютиться в одной большой палатке. МакКарри попросил разрешения сделать несколько снимков. «Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал он.

Сперва она закрыла лицо, но учительница попросила опустить руки - чтобы мир смог ее увидеть и узнать ее историю. Девочка уронила ладони на колени и - с вызовом? страхом? гордостью? - посмотрела в объектив. «Ее шаль, задний план - все цвета удивительно гармонировали. Мне осталось лишь щелкнуть затвором». Пара кадров - и девочка с подружками убежали прочь. Дебра и Стив тоже отправились дальше. Никто из них не спросил ни имени, ни истории ученицы с яркими глазами. О ней в статье не будет ни слова - только фотография.

Лицо на обложку

Увидеть, что получилось на снимках, МакКарри смог только два месяца спустя, когда вернулся в Америку и проявил пленки. Чутье и опыт его не подвели - фотографии вышли необыкновенные. Но бильдредактор, который отбирал материал для публикации, наотрез отказался брать ту, на которой девочка смотрит прямо на зрителя. Слишком напряженным, слишком тревожащим показался ему этот взгляд. Стив же настаивал именно на этом снимке.

В итоге оба варианта решили отдать на суд главному редактору. Увидев их, тот вскочил на ноги со словами: «Это будет обложка следующего номера!». В руках у него был кадр, который выбрал МакКарри. В июне 1985-го журнал вышел с фотографией афганской девочки на первой полосе. Она же сопровождала статью Дебры Денкер.

«Пакистан перенасыщен беженцами, и сострадание местных жителей на исходе. Пакистанцы, открывшие свои границы во имя мусульманского гостеприимства и традиции «панах», предоставления убежища, теперь вынуждены столкнуться с самым большим числом беженцев в мире», - писала журналистка. 30 лет спустя, в 2015-м, это по-прежнему звучит слишком знакомо. Только место действия поменялось.

Война не меняется

Отвоевывая «Афганскую девочку» у бильдредактора, МакКарри не мог предположить, насколько оглушительным будет ее успех. Фотографию перепечатывали снова и снова, она появлялась на постерах, календарях, открытках. А Стива забрасывали письмами и звонками. «Не было ни дня… чтобы я не получил письма, электронки или звонка с вопросами о ней. Люди хотели послать ей деньги, хотели удочерить. Мужчины писали, что хотят найти ее и жениться на ней».

Но МакКарри ничего не знал о ней, не знал даже, жива ли она. В 90-е годы он предпринял несколько попыток отыскать девочку - но безуспешно. А потом было 11 сентября, и башни-близнецы, и очередная война в Афганистане, на этот раз с участием войск НАТО. Поток беженцев из многострадальной страны снова хлынул в Пакистан. В январе 2002-го Стив вместе с командой телеканала National Geographic вновь приехал в Насир Баг, чтобы попытаться найти свою героиню.

Они опрашивали беженцев, старожилов и часто слышали: «Да, я знаю ее», «Да, это моя жена». Но ни одну из женщин, с которыми их знакомили, МакКарри не узнал. Впрочем, даже увидеться с ними было не так-то просто. Большинство мусульманок этого региона с 12–13 лет соблюдают строжайшую пурду - носят покрывало-бурку, закрывающее все тело с головой, и не показываются другим мужчинам, кроме мужа, без его позволения. С супругом Шарбат Гулы, еще одной возможной «афганской девочки», договориться удалось. И когда она вошла в двери, Стив готов был поручиться, что это - та самая маленькая беженка, которую он фотографировал 18 лет назад.

Она очень изменилась. Время и трудная жизнь стерли ее молодость. Кожу избороздили морщины, лицо потеряло резкие черты. И только глаза остались прежними. Именно они и помогли достоверно установить, что Шарбат Гула и есть «афганская девочка». «НатГео» обратился к Джону Догману, профессору Кембриджского университета, который разработал алгоритм идентификации человека по радужке, и тот подтвердил личность Шарбат.

История жизни

Только через 18 лет после того, как фотография Стива МакКарри облетела планету, мир смог узнать историю, которая стояла за пронзительным взглядом серо-зеленых глаз. Шарбат было около шести, когда ее родители погибли во время авиаудара советских войск. Бабушка взяла оставшихся в живых детей и повела их через границу, в более безопасный Пакистан. Несколько недель они шли по заснеженным горам, пока наконец не оказались в лагере для беженцев.

Там Шарбат и ее родные провели много лет. Ей было примерно 12, когда она впервые увидела МакКарри. Еще через несколько лет она вышла замуж - там же, в лагере, за мужчину по имени Рахмат Гул. Не по большой любви - брак организовали ее родственники. В середине 90-х, когда ситуация в Афганистане стала спокойнее, она с семьей вернулась в родную деревню. Это была нелегкая жизнь - скорее, борьба за существование в бедном углу разоренной войной страны, без больниц, дорог, школ. Шарбат так никогда и не получила хоть какого-то образования, помимо уроков в лагере для беженцев.

В 2002 году, когда она во второй раз встретила Стива МакКарри, ее дочери Робине было 13. Заиде - 3, Алие - всего год. Четвертая малышка умерла еще в младенчестве. Ее муж работал пекарем в другом городе (в их деревне работы почти нет), получая меньше доллара в день. Почти весь заработок уходил на лечение детей и мужа. Но Шарбат не жаловалась - так, как она, живут миллионы людей в ее стране. И не просила денег. Единственное, чего она хотела, - купить старшей дочери швейную машинку, чтобы та освоила профессию швеи.

Стив сразу же выполнил эту просьбу, а команда National Geographic оплатила все необходимые медицинские процедуры, которые требовались ее семье. Кроме того, еще во время поисков Шарбат «НатГео» организовал благотворительный «Фонд афганских девушек» (в 2008-м переименованный в «Фонд афганских детей»), который помогает всем нуждающимся детям Афганистана. В 2004-м МакКарри основал собственную некоммерческую организацию, Imagine Asia, задача которой - дать образование и медицинскую помощь детям и молодежи Афганистана.

Афганская Мона Лиза

Почему именно эта фотография МакКарри получила такую известность - ведь за свою долгую карьеру он снял тысячи необыкновенных снимков? «Думаю, это комбинация нескольких факторов, - делится мыслями сам автор. - Во-первых, она очень красивая девочка. Во-вторых, в ее лице есть какая-то неопределенность, загадка. На нем страх, беспокойство, но в то же время сила духа, стойкость, уважение и гордость. Очевидно, что она бедна, но не теряет внутреннего достоинства».

Неопределенность всегда играла важную роль в искусстве - достаточно вспомнить таинственную улыбку Моны Лизы, с которой не раз сравнивали «Афганскую девочку». Но дело не только во взгляде, который можно понять по-разному. Для большинства жителей Запада Афганистан - это край земли, опасное, неизведанное место, где наверняка должны жить люди, совсем непохожие на нас. Но достаточно переодеть Шарбат - и ее невозможно будет отличить от европейки или американки.

И в этом - воплощение главной мысли, которую Стив МакКарри пытается подчеркнуть в своих фотографиях. Где бы мы ни жили, как бы ни одевались, во что бы ни верили, в нас куда больше общего, чем различного. Мы ищем отличие, но, присмотревшись, находим лишь единство.

Помните афганскую девочку, фотография которой покорила весь мир? Теперь спустя годы ее снова можно увидеть. Я просмотрел всю историю популярности и мне кажется в ее глазах что-то изменилось. Не пойму что именно. Вот что удалось узнать.

О пуштунской девчушке с красивым именем Шарбат Гула и большими зелеными глазами мир узнал в 1985 году. Ее имя в переводе звучит как «Цветочный шербет» Всемирной известной ее сделал фотоснимок на обложке июньского номера научно-популярного географического журнала National Geographic. Фотография сделана в 1984 г. фотожурналистом Стивом Маккэри при сборе материалов о советско-афганской войне.

Steve McCurry занимался освещением условий жизни в лагере беженцев Nasir Bagh в пакистанском городе Пешавар.

12-ти летнюю девочку, найденную в горах возле границы с Пакистаном, фотожурналист приметил в шатре, служивший начальной школой. С разрешения учительницы Стив фотографировал несколько находящихся там детей, когда встретился взглядом с широко открытыми прозрачно-зелеными глазами.

Шарбат Гула (фотограф Стив Маккарри)

По словам педагога, родное селение Гулы было атаковано советскими боевыми вертолетами. Родители погибли. Девочка, ее братья, сестры и бабушка бежали и в течение двух недель пешим ходом по горам добирались до границы с Пакистаном. Маккэрри сфотографировал ее, но не спросил, как зовут.

Съемки заняли какие-то минуты, фотоаппарат был заправлен цветной пленкой, полностью отсутствовало дополнительное освещение. После возвращения в Вашингтон во время проявления всего отснятого материала Маккэрри поразился необычности полученного снимка Гулы. По словам фотографа, такие моменты, когда единственный кадр получается удачным сразу, очень редкие.

На обложке журнала National Geographic 1985 год

Фоторедактор National Geographic поначалу противился публикации фотоснимка афганской девчушки на обложке из-за его эмоциональной тяжести. Под напором фотожурналиста редактор сдался и только выиграл. Лицом издания в июне 1985 г. стало фото юной афганки с пронизывающим взглядом зеленых глаз - самого узнаваемого за весь период деятельности издания. Из-за неизвестного имени героини снимок стали называть «Афганская девочка», а спустя время «Афганская Мона Лиза». Фотография превратилась в символ афганской войны и беженцев по всему миру.

Поиски знаменитой девочки из Афганистана

Заниматься поисками героини снимка стало возможно с 2001 г., когда правление талибов было низвергнуто американской армией. В 1990-2000 гг. все предпринятые усилия по установлению имени юной афганки не имели успеха.

В январе 2002 г. команда научно-географического издания нашла 30-тилетнюю Гулу. Маккэрри хватило секунды, чтобы понять кто перед ним. Гула тоже вспомнила встречу с фотожурналистом: за весь период жизни она фотографировалась трижды. Тогда она первый раз посмотрела всемирно известный снимок с ее изображением.

На протяжении 17 лет ее поисков Маккэрри ежедневно приходили почтовые или электронные письма либо звонки по телефону. Люди хотели оказать девочке финансовую помощь, думали об ее удочерении и даже о женитьбе.

Гула проживает в деревне между афганским Джелалабадом и пакистанским Пешаваром. Данные о месте проживания засекречены согласно пожеланию Гулы с мужем. Семья следует строгим правилам, но муж все-таки дал разрешение жене слегка приподнять паранджу. Так была сделана вторая фотография уже взрослой «Афганской Моны Лизы».

Кроме этого, Гула приняла участие в съемках документального кинофильма «В поисках Афганской девочки», премьера которого состоялась в начале весны 2002 г. Поиски, организованные журналом, привели к созданию благотворительного общества, первоначально названное «Фондом афганских девушек». Спустя время его переименовали и назвали «Фонд афганских детей».

В июне 2015 г. знаменитой фотографии «Афганская девочка» исполнилось 30 лет.

Обложка журнала National Geographic за июнь 1985 года стала самой знаменитой за всю историю издания. Автор снимка, фотожурналист National Geographic Стив Маккарри сделал ее в 1984 году, собирая материал об афгано-советской войне. Задачей Маккарри было освещать положение беженцев, которых было очень много на афгано-пакистанской границе.

Блуждающего по лагерю Насир-Баг Маккарри заинтересовал шатер, использовавшийся в качестве помещения для начальной школы. Подойдя к учительнице, фотограф попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких учеников. Учительница согласилась, и Маккарри привлек взгляд одной из девочек лет двенадцати. Журналист спросил у учительницы, кто она.

Та рассказала, что родную деревню девочки атаковали советские боевые вертолеты, ее родителей убили и она вместе со своими братьями, сестрами и бабушкой вынуждена была бежать, две недели пешком через горы добираясь до пакистанской границы. Маккарри сделал снимок Гулы, а вот имени ее не узнал.

Фото было сделано на цветную пленку без дополнительного освещения, сама «фотосессия» длилась всего несколько минут. Только по приезде в Вашингтон, занимаясь проявлением пленки, Маккарри понял, насколько необыкновенной получилась фотография. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда все складывается как нужно», – рассказывал он уже позже, в 2002 году.

Фоторедактор National Geographic, впрочем, не сразу оценил старания Стива Маккарри и поначалу не хотел ставить афганскую девочку на обложку, считая ее слишком «тяжелой». Но потом уступил и не прогадал: фотография девочки с пронзительными зелеными глазами стала самой узнаваемой за всю историю существования журнала. Имя ребенка было неизвестно, поэтому фотографию назвали просто: «Афганская девочка». Позже снимок стали называть «Афганской Моной Лизой», он стал символом афганского конфликта и проблемы беженцев всего мира.

©Flickr

В поисках Афганской девочки

Более 17 лет имя и личность девочки оставались неизвестными. Все это время Афганистан был закрытым для западного мира, и только в 2001 году, после того как талибанское правительство было свергнуто американскими властями, можно было начинать поиски (в 1990-х годах Маккарри предпринимал попытки узнать имя девочки, но все они оставались безуспешными).

Гула Шарбат была обнаружена командой National Geographic в возрасте около 30 лет (свой точный возраст женщина не помнит). Маккарри узнал ее сразу же, да и самой Гуле не составило труда вспомнить эту съемку: за всю жизнь ее фотографировали только три раза. Позже ее личность была подтверждена при помощи биометрии, которая показала полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Свою знаменитую на весь мир фотографию женщина впервые увидела лишь в январе 2002 года. До этого она, конечно, даже не догадывалась, что знаменита на весь мир.

Та самая обложка журнала National Geographic / ©Flickr

После того как Гула была найдена, Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие – удочерить ее. Были и письма от мужчин, которые хотели найти ее и жениться».

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан). Ее точное место жительства не разглашается по просьбе самой Гулы и ее мужа. Сама женщина придерживается строгих правил, поэтому попросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы ее сфотографировали во второй раз.

Помимо этого Шарбат Гула снялась в документальном фильме «В поисках Афганской девочки», впервые показанном в марте 2002 года. Во время поисков командой National Geographic было создано благотворительное общество под названием «Фонд афганских девушек», позже переименованное в «Фонд афганских детей».

В июне этого года знаменитому снимку «Афганская девочка» исполняется ровно 30 лет.

Афганская девочка в 12 лет и в возрасте около 30 лет / ©Flickr

Ее фотография облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита ">Ее фотография облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита " alt="Какой стала самая знаменитая афганская девочка через 17 летЕе фотография облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита ">

Ее имя переводится с пушту как «цветочный щербет». Ее фотография облетела весь мир, глаза ее невозможно забыть. А она даже не знала, что так знаменита. Ее нашли в горах на афгано-пакистанской границе

Афганская Мона Лиза

Обложка журнала National Geographic за июнь 1985 года стала самой знаменитой за всю историю издания. Автор снимка, фотожурналист National Geographic Стив Маккарри сделал ее в 1984 году, собирая материал об афгано-советской войне. Задачей Маккарри было освещать положение беженцев, которых было очень много на афгано-пакистанской границе.

Блуждающего по лагерю Насир-Баг Маккарри заинтересовал шатер, использовавшийся в качестве помещения для начальной школы. Подойдя к учительнице, фотограф попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких учеников. Учительница согласилась, и Маккарри привлек взгляд одной из девочек лет двенадцати. Журналист спросил у учительницы, кто она.

Та рассказала, что родную деревню девочки атаковали советские боевые вертолеты, ее родителей убили и она вместе со своими братьями, сестрами и бабушкой вынуждена была бежать, две недели пешком через горы добираясь до пакистанской границы. Маккарри сделал снимок, а вот имени девочки не узнал.

Фото было сделано на цветную пленку без дополнительного освещения, сама «фотосессия» длилась всего несколько минут. Только по приезде в Вашингтон, занимаясь проявлением пленки, Маккарри понял, насколько необыкновенной получилась фотография. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда все складывается как нужно», - рассказывал он уже позже, в 2002 году.

Фоторедактор National Geographic, впрочем, не сразу оценил старания Стива Маккарри и поначалу не хотел ставить афганскую девочку на обложку, считая ее слишком «тяжелой». Но потом уступил и не прогадал: фотография девочки с пронзительными зелеными глазами стала самой узнаваемой за всю историю существования журнала. Имя ребенка было неизвестно, поэтому фотографию назвали просто: «Афганская девочка». Позже снимок стали называть «Афганской Моной Лизой», он стал символом афганского конфликта и проблемы беженцев всего мира.

В поисках Афганской девочки

Более 17 лет имя и личность девочки оставались неизвестными. Все это время Афганистан был закрытым для западного мира, и только в 2001 году, после того как талибанское правительство было свергнуто американскими властями, можно было начинать поиски (в 1990-х годах Маккарри предпринимал попытки узнать имя девочки, но все они оставались безуспешными).

Гула Шарбат была обнаружена командой National Geographic в возрасте около 30 лет (свой точный возраст женщина не помнит). Маккарри узнал ее сразу же, да и самой Гуле не составило труда вспомнить эту съемку: за всю жизнь ее фотографировали только три раза. Позже ее личность была подтверждена при помощи биометрии, которая показала полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Свою знаменитую на весь мир фотографию женщина впервые увидела лишь в январе 2002 года. До этого она, конечно, даже не догадывалась, что знаменита на весь мир.

Та самая обложка журнала National Geographic

После того как Гула была найдена, Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить ее. Были и письма от мужчин, которые хотели найти ее и жениться».

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан). Ее точное место жительства не разглашается по просьбе самой Гулы и ее мужа. Сама женщина придерживается строгих правил, поэтому попросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы ее сфотографировали во второй раз.

Помимо этого Шарбат Гула снялась в документальном фильме «В поисках Афганской девочки», впервые показанном в марте 2002 года. Во время поисков командой National Geographic было создано благотворительное общество под названием «Фонд афганских девушек», позже переименованное в «Фонд афганских детей».

В июне этого года знаменитому снимку «Афганская девочка» исполнилось ровно 30 лет.

Афганская девочка в 12 лет и в возрасте около 30 лет

Стив Маккари - это легенда мировой репортажной фотографии.Широкая общественность признала его одним из лучших современных фотографов, он обладатель многочисленных наград. Человек умеющий запечатлеть радость и горе, борьбу и победу.

После окончания коледжа, где он учился на архитектурном факультете, гражданин США Стив Маккэри два года работал в местной Пенсильванской газете, а затем уехал в Индию чтобы попытать счастья в роли свободного художника. Именно там, в Индии, он научился ожиданию и созерцанию жизни. Сам он описал это так "Если подождать, то люди забывают о камере и на поверхность выплывает душа".

Steve McCurry

Его карьера, по сути, началась в тот момент, когда он, замаскировавшись под местного жителя, пересёк пакистанскую границу и попал в подконтрольный повстанцам район Афганистана, как раз перед самым вводом туда советских войск. Когда он вернулся оттуда с несколькими катушками плёнки вшитыми под подкладку одежды, снимки, которые он принёс с собой облетели мир. Стив был первым человеком, показавшим, как выглядит этот, так называемый конфликт. Эти снимки принесли ему Золотую Медаль Роберта Капы за заграничный фоторепортаж, награда, которую присуждают за мужество проявленное фотографами во время поиска материала, а так же многие другие награды.

После этого Стив продолжал работать в местах гражданских и межнациональных конфликтов.

В списке стран: Ирак, Йемен, Камбоджия, Бейрут, Филлипины, Балканы и Афганистан, где он работает и сейчас.

Фотографии Стива Маккэри печатались во всех крупных журналах мира, однако пиком его мастерсва считается фотография афганской девочки-беженки, которая теперь признана одной из самых узнаваемых фотографий в мире, первым её напечатал журнал National Geographic. Фотография вошла в топ сто лучших снимков когда либо напечатанных в этом журнале.


Afghan Girl. Sharbat Gula

17 лет назад пуштунская девушка по имени Шарбат Гула, сама того не зная, стала очень знаменитой - ее лицо появилось на обложке американского фотожурнала National Geographic. Особенно выделялись ее глаза - необычно светлые с большими темными зрачками. Колорит добавляла красная шаль на плечах.

С тех пор эта фотография публиковалась бессчетное число раз - на открытках и плакатах, в журналах и фотоальбомах. Пару лет назад вышел сборник избранных фотографий National Geographic, на обложке которого вновь изображена Шарбат Гула.

И вот, 17 лет спустя, репортеры журнала отыскали Шарбат Гула в Афганистане. В 1984 ей было 13 лет, сейчас, стало быть, около 30.

Фотограф Стив Маккари заметил 13-летнюю Шарбат в лагере беженцев в Насир Баге, в Пакистане. Туда она попала вместе с родственниками после того, как ее отец и мать погибли во время вторжения советских войск. "Этот портрет для меня суммировал ее душевные раны, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома", - рассказывает Маккари.

Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и за последние годы он, в попытках отыскать Шарбат Гулу, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, он её нашел - неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Чтобы избежать ошибок сотрудники журнала прибегли к разработанной ФБР технологии сканирования зрачка, который у каждого человека уникален.

Шарбат Гула вышла замуж вскоре после того, как Маккари сфотографировал ее в Пакистане, и родила четырех детей, один из которых умер во младенчестве. Наконец-то она увидела свою фотографию, но снимок ей не понравился. "Она была недовольна тем, что ее сняли в дырявой шали, - рассказывает один из управляющих National Geographic Дон Халькомбе. - Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой".

Попади Маккари в Пакистан годом позже, мир вряд ли увидел бы эту фотографию - в 1985-ом Гула начала носить чадру.

Спустя столько лет Маккари сфотографировал ее вновь в длинном женском одеянии - бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Глаза узнаются сразу!

Шарбат Гула со своей семьей.

Похожие публикации