Малый бизнес в развитых странах — Франции и Китае. Малый бизнес в развитых странах — США и Японии Заработок на виртуальной реальности

Тринадцать лет назад Международный банк запустил проект Doing Business - исследование, помогающее оценить эффективность бизнес-деятельности в разных странах. Ежегодно международная организация публикует результаты исследований, составляя рейтинг стран, в которых удобнее заниматься предпринимательством. Вместе с экспертами изучили первую десятку комфортных для бизнеса государств.

Рейтинг лучших стран для бизнеса показывает, насколько существующие законы способны облегчить ведение предпринимательства - или, наоборот, усложнить бизнес-деятельность. Россия в этом списке занимает, увы, далеко не самые верхние строчки. В опубликованном исследовании за 2016 год нашей стране принадлежит 51 место. Ближайшие соседи РФ и торгово-экономические партнеры по Таможенному союзу - Казахстан и Беларусь - расположились на 41 и 44 местах соответственно. В исследовании участвовали 189 стран.

Светлана Немолина, доцент кафедры экономики Института экономики и статистики: «В ближайшие несколько лет занять значимые места в рейтинге Международного банка нам, как говориться, не светит. Экономика России слишком сильно ориентирована на экспорт ресурсов при невысоком уровне производства, а потому победить зависимость от международных цен на энергоносители нам так просто не удастся».

1 место: Сингапур

ВВП на 2016 год: $142,633 млрд.

Население: 5,703 млн чел.

Несколько лет Сингапур занимает верхние строчки многих рейтингов и гордо несет звание одного из наиболее богатых (по соотношению уровня дохода на душу населения) государств. Экономика Сингапура признана едва ли не самой стабильной в мире.

Александр Арбеков, Институт экономических исследований: «Сингапур - одна из наименее коррумпированных стран в мире, уровень терпимости коррупции нулевой. Кроме того, в этой стране простая одноуровневая система налогообложения».

Организация бизнес-компании в Сингапуре имеет свои особенности. Один из руководителей фирмы обязательно должен быть резидентом государства. Обязательное условие - наличие активного (а не номинального, как это возможно у нас) офиса с секретарем-резидентом страны. Из плюсов: уставной капитал может равняться $1, а при работе исключительно за пределами Сингапура компания освобождается от налогов.

Зарегистрировать компанию можно за один-два дня - все процессы максимально компьютеризированы.

2 место: Новая Зеландия

ВВП на 2016 год: $55,632 млрд.

Население: 4,555 млн чел.

Когда-то Новая Зеландия была исключительно аграрной страной, практически полностью зависящей от Великобритании. За двадцать лет стране удалось невозможное: с самых низов экономических рейтингов она вырвалась в лидеры: в 2012 году Новая Зеландия стояла на первом месте в списке Doing Business, а с 2013 по текущий год - на втором.

Максимально высокие показатели по критерию личных свобод и минимальное вмешательство государства в частный бизнес делают ее привлекательной для ведения предпринимательства.

Новая Зеландия предоставляет возможность зарегистрировать компанию в семи правовых формах, наиболее распространенной из которых считается - Limited Liability Company или Ltd (аналог нашего ООО). Из преимуществ: отсутствие требований об обязательном участии в деятельности фирмы резидентов острова, отсутствие жестко фиксируемой законом величины уставного капитала, низкая налоговая ставка. Новой Зеландией подписано более 30 соглашений, позволяющих избежать двойного налогообложения.

Регистрация компании в государственных органах занимает порядка пяти дней.

3 место: Дания

ВВП на 2016 год: $83,424 млрд.

Население: 5,690 млн чел.

Дания почти всегда опережает страны скандинавского полуострова в экономических рейтингах. Открытая экономика, высокий уровень доходов, но при этом и высокие налоги. Это страна, где начать собственный бизнес можно при минимальных затратах; регистрация и получение всевозможных разрешений в этой стране не требуют капиталовложений. Один из наиболее устойчивых показателей экономики Дании - низкий уровень инфляции и стабильно высокая заработная плата.

Основное преимущество при регистрации компании в Дании - отсутствие требований по руководящему составу. Налоговое законодательство лояльно к начинающим бизнесменам: стандартная ставка налога на прибыль составляет 25%, а при ведении бизнеса за пределами страны деятельность компании налогом не облагается. Но требования к уставному капиталу жесткие - от 50 000 датских крон в зависимости от формы собственности.

Зарегистрировать компанию можно за два-три дня, а при наличии ID резидента страны - на соответствующем сайте буквально за день.

4 место: Корея

ВВП на 2016 год: $706,241 млрд.

Население: 50,513 млн. чел.

Южная Корея - известное «экономическое чудо» азиатского региона. При небогатых природных ресурсах эта страна сумела построить устойчивую экономику по собственной схеме. Второй год подряд Корея остается на стабильном четвертом месте в рейтинге благоприятных для бизнеса стран. Обеспечивает такую стабильность ее система налогообложения и низкий уровень коррупции.

Преимуществ организации компании в Южной Корее велики: минимум документов, требующихся для регистрации юридического лица (правда, для иностранцев необходимы нотариально заверенные переводы документов); отсутствие требований к составу учредителей или директоров; отсутствие ограничений на деятельность иностранцев. Дополнительный плюс: налоговая ставка - 13% при условии прибыли до $100 000.

Регистрации компании займет до 1 месяца.

5 место: Гонконг

ВВП на 2016 год: $164,393 млрд.

Население: 7,338 млн чел.

Главный сектор экономики Гонконга - торговля. Именно это и объясняет слегка пошатнувшиеся позиции в рейтинге по сравнению с прошлыми годами. Активно развивающаяся экономика Гонконга считается одной из самых открытых и интегрированных в международные процессы в мире. Гонконг лидирует по уровню трансграничной торговли и степени защиты интересов финансовых партнеров.

Привлекательность Гонконга в низких налогах. Налог на прибыль равен 16,5%, при условии деятельности компании на территории административной зоны. Если же фирма получает доход за пределами страны, то прибыль налогообложению не подлежит. В стране отсутствует валютный контроль. Стать владельцем собственной фирмы в Гонконге может любой иностранец, достигший 18 лет. Из минусов - обязательное наличие секретаря, на роль которого годится только резидент государства.

Регистрация компании займет от 15 до 25 дней, чуть меньше времени уйдет на открытие счета в одном из банков страны.

6 место: Великобритания

ВВП на 2016 год: $953,130 млрд.

Население: 65,074 млн чел.

Мировой финансовый центр и одна из наиболее стабильных и устойчивых экономик Европы за несколько лет усилила позиции в рейтинге, поднявшись с 10 места в 2012 до 6 в 2016 году. Несмотря на слабые характеристики в области рынка труда и получения разрешений, Британия уверенно лидирует в сфере развития технологий и инноваций.

Наиболее распространенная форма собственности компании в Великобритании - общество с ограниченной ответственностью - Ltd. Минимальный уставной капитал равняется двум фунтам стерлингов. Страна заключила более 100 договоров об исключении двойного налогообложения, в том числе с Россией, Казахстаном, Украиной. Из дополнительных плюсов: сведения о реальном владельце компании защищены законом и не подлежат разглашению без особых причин.

На регистрацию компании законом Великобритании отводится 24 часа, а получить полный пакет готовых документов вы сможете через две недели.

7 место: США

ВВП на 2016 год: $6 941,780 млрд.

Население: 323,888 млн. чел.

Более десятилетия подряд США не выходит из списка Топ-10 стран благоприятных для ведения бизнеса. Но при этом стране ни разу не удалось занять первое место. Причина тому - низкий показатель в области рынка труда и коррупционная составляющая. При этом с США легко зарегистрировать предпринимательство и получить требуемые разрешения.

Регистрация собственной компании в США может потребовать предварительного изучения законодательства разных штатов, где могут различаться ставки налогообложения. Некоторые эксперты называют идеальными условия, предлагаемые иностранным лицам правительством штата Делавер, кто-то считает наилучшей территорией для старта Калифорнию. Вся процедура регистрации проста и недорога. Из минусов - необходимость открытия счета в американском банке. Согласно законодательству, сделать это можно лишь при наличии номера социального страхования. Выдается он гражданам США и обладателям GreenCard.

Регистрация компании при наличии всех необходимых документов занимает от нескольких часов до пары дней в зависимости от штата.

8 место: Швеция

ВВП на 2016 год: $159,510 млрд.

Население: 9,851 млн чел.

Стабильность в банковском секторе, развитый социальный сектор, высокий показатель уровня личностной свободы, высокий уровень оплаты труда, развитые технологии и инновации обеспечили Швеции 8 место в рейтинге Doing Business. О степени развитости и доступности бизнеса говорит и другой показатель: 90% экспорта производится частными предприятиями. Швеция - страна, в которой едва ли не самый высокий уровень жизни не только в Европе, но и в мире. При этом Швеция отличается «негуманным» уровнем налогообложения, что и стало главным препятствием на пути к верхним строчкам рейтинга.

При всей лояльности государства к частному бизнесу иностранцам в Швеции открыты лишь две формы собственности при регистрации предприятий: Privat Aktiebolag (аналог ООО) и Publikt Aktiebolag (аналог ОАО). Минимальный уставной капитал - 100 000 шведских крон. В основу капитала может лечь и имущество, в том числе и интеллектуальная собственность. Одним из самых популярных направлений для деятельности компаний на территории Швеции является IT-сфера. Нет ограничений на состав учредителей; однако должность директора может занимать только человек, имеющий разрешение на работу в стране. При наличии в собственности не менее 50% акций компании и возможности обеспечить себя и свою семью правительство готово предоставить вид на жительство, а затем и гражданство.

Время регистрации компании рекордно низкое - два часа в с момента подачи всех документов.

9 место: Норвегия

ВВП на 2016 год: $144,145 млрд.

Население: 5,268 млн чел.

Так как Норвегия - нефте- и газодобывающая страна, то доход ее напрямую связан с международными ценами на энергоносители. Сокращение нефтедобычи повлекло за собой и понижение в рейтинге - вот уже несколько лет Норвегия не поднимается выше девятого места в Doing Business.

Открытие собственного бизнеса в Норвегии потребует времени. Во-первых, необходимо получать разрешение на любой вид деятельности, а потому определиться со сферой деятельности следует максимально четко. Во-вторых, зарегистрировать компанию можно только при наличии ID, то есть имея вид на жительство. В третьих - все документы необходимо предоставить только на норвежском языке. Уставной капитал начинается от 30 000 шведских крон; сумма должна быть на счете еще до завершения процедуры регистрации.

Сама процедура регистрации занимает три дня с момента подачи полного пакета документов, но компании предварительно необходимо получить регистрационный номер в Центральном координационном регистре компаний (Brønnøysund Register Centre).

10 место: Финляндия

ВВП на 2016 год: $77,358 млрд.

Население: 5,528 млн чел.

Финляндия - страна с одной из самых крепких и устойчивых экономик Европы. Ее в наименьшей степени, по оценкам экспертов, затронул последний экономический кризис, и даже банковская система избежала печальных последствий краха международных финансовых институтов. Отличные показатели в области борьбы с коррупцией - уровень терпимости приближен к нулю, высокие оценки по критериям: инновации, коммуникации, права собственности и личные свободы.

Для регистрации компании иностранцам необходимо получать специальное разрешение на занятие предпринимательской деятельностью. Минимальный уставной капитал - 2 500 евро; в числе директоров компании желательно иметь резидента Европейского экономического пространства, в противном случае придется получать разрешение на занимаемую должность от Бюро патентов и регистраций. В стране действуют постоянные центры поддержки бизнеса, где можно получить бесплатную консультацию на шведском, английском, а в некоторых районах и на русском языках. Начинающим бизнесменам, не имеющим иного источника дохода, кроме собственного стартапа, государство выплачивает «стартовые» деньги - вид материальной помощи, призванной поддержать предпринимателя до того момента, как компания начнет приносить прибыль.

Регистрация компании займет от двух дней, при условии электронной подачи документов - около 24 часов.

Малый бизнес - важный социально-экономический институт в развитых национальных экономических системах. Он базируется на предпринимательстве, инициативной деятельности индивидов с целью получения прибыли. Также малый бизнес частично является экономической основой существования среднего класса в современных теориях стратификации общества.

Малый бизнес в развитых экономиках обладает рядом преимуществ, которые обращают на себя внимание ученых. При благоприятной государственной и муниципальной политике он может обеспечивать высокую отдачу от инвестиций в инновационную деятельность, создавать персональные рабочие места, быстро реагировать на изменение экономической конъюнктуры и эффективно обеспечивать занятостью людей с ограниченными возможностями.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют национальные особенности. В Европейском союзе малым считается предприятие с численностью до 250 работников и годовым оборотом не выше 40 млн. евро. Данные критерии используются агентством "Евростат" для гармонизации национальной статистики стран - членов Европейского союза.

Малый - это независимые предприятия, не имеющие монополии в своей области деятельности и соответствующие количественным критериям по численности работников за год и размеру выручки. В США выделяются 5 подкатегорий малых предприятий, для каждой из них могут быть дифференцированно применены отдельные программы государственной и муниципальной поддержки.

Как показывает анализ, малый бизнес относительная категория. Она выделяется ис-ходя из целей и ресурсных возможностей государства. Дополнительно в некоторых государствах существуют подкатегории микропредприятий или семейных предприятий. Предприятия с одинаковыми характеристиками хозяйственной деятельности могут в одних странах быть объектами программ государственной поддержки, в других государствах их развитие может не быть приоритетным для органов власти.

Статистика показывает высокий вклад малых предприятий в развитие экономики государств - мировых лидеров. В США около 17 млн. малых предприятий. Малый бизнес создает более 40% валового национального продукта. У половины малых предприятий выручка менее 500 тыс. долл. и менее работников. Во всех несельскохозяйственных отраслях экономики в Соединенных штатах Америки почти 97% предприятий являются малыми по стандарту Администрации малого бизнеса. Около 90% малых предприятий в ряде развитых стран ЕС, США, Китай, Индия, Бразилия - это микропредприятия с численностью не более 5 чел. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют экономический смысл лишь в контексте проводимой экономической политики. Поэтому данные об уровне развития малого бизнеса по разным странам несопоставимы.

Государственная политика в сфере малого бизнеса, как правило, исходит из положения о необходимости поддержки и устранения барьеров. Государство, проводя поддерживающую политику, рассчитывает получить отсроченную прямую финансовую выгоду в виде налоговых поступлений будущих периодов либо положительные внешние эффекты, занятость населения, решение проблемы диспропорциональности национальной экономики, развитие инновационных производств и т.д. Как показывает анализ научной литературы, США, Китай, Германия, Чехия, Бразилия и ряд других стран успешно проводят политику поддержки и получают от малого бизнеса ожидаемые положительные эффекты.

В настоящее время поддержка малого бизнеса в России ведется на государственном - федеральном и региональном и муниципальном уровнях. Инфраструктура поддержки включает в себя бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, гарантийные фонды, торгово-промышленные палаты, общественные организации и иные субъекты. Развит весь спектр бизнес-инфраструктуры, о необходимости существования которого ранее высказывались эксперты.

Рассмотрим региональный пример. В г. Москве начинающие предприниматели охвачены комплексом мер. Могут быть предоставлены субсидии на покупку основных средств и материалов, на организацию рабочего места, арендную плату в максимальном размере 350 тыс. руб. Могут быть частично компенсированы до 2/3 процентной ставки рефинансирования, процентная ставка по кредиту и лизингу, затраты на сертификацию, на подключение к электрическим сетям 30% стоимости.

Малые инновационные предприятия могут получить субсидии до 2,5 млн. руб., а работающие в приоритетных направлениях, согласно региональной политике Москвы в 2011 г. - инновации, производство, образование, ремесленничество, здравоохранение до 5 млн. руб. Юридический аспект поддержки, как правило, охватывается либо в рамках структур бизнес-инкубаторов, либо специальными органами. Отдельно существовала "горячая линия" по финансовым, налоговым, бухгалтерским, юридическим вопросам и по взаимоотношениям с проверяющими и иными государственными органами. Важным направлением деятельности региональные власти Москвы считают проведение выставок и конгрессов с целью создания бизнес-связей. Комплекс мер можно охарактеризовать как наиболее полный и охватывающий все основные направления. Несмотря на приложенные усилия по поддержке малого бизнеса с выделением приоритетных векторов развития, результат поддержки некоторыми авторами оценивается как не вполне соответствующий ожиданиям. Основная идея критики заключается в том, что уровень поддержки вышел на мировой, но положительное влияние малого бизнеса на экономику наблюдается в незначительной сфере.

Рассмотрим динамику развития малого бизнеса в России. Данные по всем малым предприятиям предоставлены Росстатом лишь по итогам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 г. Вследствие несовершенства методики данные для анализа развития малого бизнеса в 2005-2010 гг. доступны в Центральной статистической базе данных без учета показателей микропредприятий 1-15 чел. и индивидуальных предпринимателей. Доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте России не может быть определена точно. Эксперты называют долю малого и среднего предпринимательства в ВВП 15-27%. Последние данные Росстатата - 15,5% и 12,4% без учета данных по микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям. Таким образом, вопрос точной оценки вклада малого бизнеса в ВВП России остается открытым.

Критики государственной поддержки малого бизнеса в России сообщают о ее неэффективности. Они оперируют фактами снижения численности микропредприятий в Москве в 2011 г. на 3,1% при общем росте по России на 30,6% и падения численности занятых на микропредприятиях в Москве в 2011 г. на 15% при росте по России на 8,7 %. Москва считается регионом с высоким уровнем поддержки малого бизнеса. Отмечается, что в 2011 г. возросло число индивидуальных предприятий в регионах, где не оказывается комплексная поддержка малому бизнесу, Московская, Воронежская, Оренбургская области, Красноярский край и Дальний Восток. Данные о развитии микропредприятий и индивидуальных предпринимателей до 2010 г. Росстатом не обрабатывались, иные открытые источники при условии существования данных отсутствуют. Не имея возможности проверить эффективность программ поддержки малого бизнеса в указанных регионах на интернет-порталах они заявлены, можно предположить отсутствие прямой зависимости роста малых предприятий и уровня государственной поддержки.

По мнению многих современных экспертов, коррупция в органах власти является основной из причин отсутствия значительных результатов в развитии малого бизнеса. Умение установить связь с представителями органов власти и получить материальную выгоду от этого более необходимо предпринимателям, чем создание новой производственной функции и внедрение инновационных идей. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию с реализацией целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти". Начинающим предпринимателям выделялись средства в размере до 500 тыс. руб. на покупку основных фондов. Целью программы в моногороде Тольятти являлись стимулирование роста численности малых предприятий и уменьшение безработицы во время кризиса. 70% субсидий были разворованы либо чиновниками, получавшими свою долю в сговоре с предпринимателями, либо непосредственно предпринимателями. Основные средства в большинстве случаев не приобретались либо отдавались обратно продавцу, работники не трудоустраивались. Муниципальные органы не вели учет предпринимателей, организовавших самозанятость и принявших наемных работников по данной программе, так как не велся учет записей в их трудовых книжках.

Мы не можем утверждать, что коррупцией охвачена вся система государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса. Однозначно можно сказать, что ряд услуг, например, консультации по широкому ряду вопросов, проводятся бесплатно и доступны всем желающим предпринимателям. Однако участие в конкурсном распределении дотаций, как показывает практика, в ряде случаев осложнено коррупцией.

Значительную проблему представляет собой излишнее количество законов, поста-новлений и инструкций, необходимых к вы-полнению. Еще большую проблему вызывает разное толкование арбитражными судами официальных документов. Арбитражные суды по-разному толкуют необходимость соблюдения лимита кассы индивидуальным предпринимателем. Предпринимателю проще установить коррупционную связь с налоговым органом в случае замеченного нарушения, имеющего спорный характер, чем обращаться в юридическую консультацию или подавать иск в Арбитражный суд. Упрощение законодательства и отмена многочисленных сложных к трактованию инструкций, положений и правил, на наш взгляд, один из путей оздоровления экономики.

По индексу восприятия коррупции Россия заняла 143-е место из 183 возможных. В рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183, что говорит о неблагоприятных условиях ведения бизнеса. Срок регистрации нового предприятия доволь-но долог и занимает 22-37 дн. в зависимос-ти от региона.

Российская экономика входит в число крупнейших в мире, однако значительный структурный дисбаланс в сторону энергосырьевого сектора и территориальный дисбаланс в сторону Москвы, Санкт-Петербурга и регионов добычи и переработки нефти вкупе со значительным экономическим расслоением населения определяют характерные черты. Это не могло не отразиться и на структуре по видам деятельности малых и средних предприятий.

В большинстве регионов России не имеет развитых международных связей, сосредоточен в сфере добычи и переработки нефти и не ориентируется на массового обеспеченного потребителя - средний класс ввиду его отсутствия. К примеру, в США массовый, потребитель средний класс читает несколько ежедневных газет, пользуется услугами домашних уборщиц, имеет личный автомобиль. Потребление этих услуг предполагает наличие широкого круга исполнителей, обеспечивающих потребление, в том числе малые предприятия. Отсутствие платежеспособного спроса обусловливает умеренное развитие малого бизнеса в большинстве видов экономической деятельности.

Мы полагаем, что способность малого бизнеса быстро адаптироваться в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка напрямую зависит от уровня развития коррупции и степени государственного регулирования экономики. В настоящее время государственными органами ведется работа по упрощению ведения предпринимательской деятельности. На наш взгляд, система государственной поддержки малого бизнеса в большинстве регионов России развита в достаточной мере. Дальнейшее ее развитие нецелесообразно без борьбы с коррупцией и упрощением законодательства в отношении предпринимателей.

Статистика бизнеса позволяет выявить наиболее выгодные отрасли и определить, какое направление нуждается в развитии больше других. Подобные сведения дают возможность понять, где и кем работать и какую специальность лучше получить, чтобы быть успешным и обеспеченным.

Статистика по странам

Статистика бизнеса в мире позволяет составить рейтинг стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для предпринимательства. Данные представлены в таблице:

Страна

Место в мире

По количеству регистрируемых предприятий По кредитованию По международной торговле По числу ликвидированных предприятий
Новая Зеландия 1 1 1 55 34
Сингапур 2 6 20 41 29
Дания 3 24 32 1 8
Гонконг 4 3 20 42 28
Южная Корея 5 11 44 32 4
Норвегия 6 21 75 22 6
Великобритания 7 16 20 28 13
США 8 51 2 35 5
Швеция 9 15 75 18 19
Македония 10 4 16 27 32
Эстония 12 14 32 17 42
Латвия 14 22 7 25 44
Грузия 16 8 7 54 106
Германия 17 114 32 38 3
Литва 21 29 32 19 66
Канада 22 2 7 46 15
Казахстан 35 45 75 119 37
Беларусь 37 31 101 30 69
Армения 38 9 20 48 78
Россия 40 26 44 140 51
Азербайджан 65 5 118 83 86
Кыргызстан 75 30 32 79 130
Украина 80 20 20 115 150
Узбекистан 87 25 44 165 77
Таджикистан 128 85 118 144 144

Показатели малого бизнеса в мире


Статистика бизнеса позволяет сделать вывод, что малые предприятия вносят большой вклад в экономику государства. Особенно в странах – лидерах. Малый бизнес в мире по статистике способен обеспечить существенные доходы, много рабочих мест, рост .


В США ½ трудоспособного населения работает на предприятиях МБ. Их в Америке зарегистрировано свыше 20 млн. Аналитика показывает, что каждая третья семья в США имеет отношение к бизнесу. Более 40% ВВП приходится на МБП.

Развитые страны оказывают большую поддержку малому бизнесу и получают от него хорошую отдачу в виде , развития инноваций, занятости страны.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что МБП в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее активно развивается по статистике малый бизнес в Германии. Вклад предприятий МБ в экономику страны составляет почти ½ всего . Более ½ трудоспособного населения обеспечены рабочими местами за счет предприятий малого бизнеса. МБП составляют 99% всех предприятий страны. Многие из них вышли на мировой рынок. Более 1 тыс. предприятий малого бизнеса Германии стали лидерами мирового .

Данные по России

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий МБ, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% предприятий существует более 3 лет. Остальные умирают значительно раньше. Многие закрываются в первый год своего существования. Менее 20% от всего ВВП приходится на долю малого бизнеса в России. Статистика подтверждает эти цифры. Здесь в отличие от Европы и США не оказывают должной поддержки предприятиям МБ.

Статистика бизнеса в России показывает, что за 5 лет количество предприятий увеличилось в среднем на 4%. Число закрывшихся хозяйствующих субъектов увеличилось на 11%.

Какая статистика открытия бизнеса по данным Росстата за 2016–2017 год? В нашей стране было зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей. Однако более 7 млн. прекратили деятельность. Статистика закрытия бизнеса просто пугает.

Статистика бизнес-инкубаторов в России выделила основные причины, по которым прекращают хозяйственную деятельность. Данные отражены на диаграмме:

Ниже представлен график, на котором показано как развивался малый бизнес в России по статистике с 2005 по 2015 год:

Статистика развития бизнеса отмечает негативную тенденцию в нашей стране. Это происходит по ряду причин. Основные проблемы бизнеса по статистике:

  • высокие цены на сырье;
  • сложное и часто меняющееся законодательство;
  • не стабильный курс рубля;
  • высокие кредитные ставки в банках;
  • в бизнесе;
  • высокие налоги;
  • большие взносы в ПФР;
  • . в бизнес-центрах констатирует, что нередко такие происшествия приводят к закрытию предприятий из-за нехватки денег на восстановление;
  • санкции со стороны других стран;
  • кризис, который снизил спрос на услуги и .

Статистика кредитования бизнеса отмечает, что в 2016 году было выдано на 24% больше, чем в 2015. Новые экономические условия вынуждают предпринимателей обращаться в банки чаще. В 2016 году банками было выдано более 4 трлн. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса. Наиболее часто предприниматели берут займы в . На диаграмме представлена статистика бизнеса по сферам за 2013–2014 года:

Как видно в России больше всего предприятий, которые занимаются . Их доходы за 2014 год составили 15 трлн. руб. Второе место у предприятий, которые занимаются недвижимостью. Их доходы составили около 3 трлн. руб. Объем капитала организаций, оказывающих медицинские и социальные услуги – 194,36 млрд. руб. На диаграмме показано количество ИП по :

Самые низкие показатели малый бизнес демонстрирует в Крыму.

Украина, Беларусь и Абхазия

Какая статистика бизнеса в Украине? Эта сфера сегодня далеко не на высоком уровне. Общая сумма налоговых поступлений от бизнеса в 2013 году составила 260 млрд. гривен. Не слишком большой процент приходится по статистике на крупный бизнес. Большие предприятия не являются основными налогоплательщиками. Так как их не очень много в стране. Самые большие налоговые поступления по статистике от малого бизнеса. На долю МБА приходится более 200 млрд. гривен.

Малый и средний бизнес статистика выводит на первое место по числу рабочих мест. Более 70% населения трудится на небольших предприятиях. Средние и малые реализуют больше продукции, чем крупные. Статистика поддержки малого бизнеса показывает, что в стране с 2015 года делается немало. Был сокращен срок регистрации предприятий. Теперь процедура занимает всего лишь 2 дня. Было отменено порядка 40% документов для открытия ИП.

Малый бизнес в Беларуси по статистика развивается очень медленно. РБ сильно отстает от других стран. В 2003 году число МБП составляло 2,5 на 1000 человек населения, В 2010 году цифра выросла до 7,2. В 2011 году малых предприятий в стране было всего 72 тыс. За последние годы количество МБП возросло на 13%.

Статистика отчислений бизнеса показывает, что в Беларуси малые предприятия вносят в экономику страны небольшой вклад. Из трудоспособного населения только 13% занято в сфере бизнеса. В развитых странах эта цифра порой достигает 70%. Предпринимательская деятельность пока остается малопривлекательной для населения страны.

Какая статистика венчурного бизнеса в РБ? Эта сфера практически не развита. Главные причины – в Республике не развито инвестирование, отсутствуют новые технологии, мало инициативных людей и рынок очень небольшой.

Статистика бизнеса Абхазии говорит о том, что здесь наиболее развитые отрасли – торговля и

Показатели по отраслям

Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает р есторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. По прогнозам в 2017 году показатели возрастут до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.

Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям.

Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На диаграмме показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:

Статистика сетевого бизнеса констатирует, что эта сфера привлекает огромное количество потенциальных работников и покупателей. Ежегодный прирост прибыли компаний составляет 20–30%. Количество работающих в этой сфере людей – более 100 млн. человек.

В Америке 20% миллионеров заработали свое состояние на сетевом бизнесе. По мнению специалистов, сетевой маркетинг в будущем составит 70% всех предприятий.

Самые успешные отрасли и компании

Статистика выгодного бизнеса демонстрирует, что есть товары и услуги, которые востребованы даже в кризисные времена. Это одежда, обувь, продукты питания, лекарственные препараты, ремонт автомобилей и бытовой техники. Статистика прибыльных бизнесов была опубликована в . Рейтинг выглядит следующим образом:

  • частные аудиторы;
  • мануальные терапевты;
  • специализированные клиники;
  • бухгалтерские услуги;
  • частные стоматологи;
  • налоговые расчеты;
  • ортодонты;
  • адвокаты;
  • мелкое кредитование;
  • частные управляющие.

Статистика успешных бизнесов констатирует, что лица и компании, которые оказывают подобные услуги, получают самую большую чистую прибыль. И даже кризисные времена никак не отражаются на их доходах.

К акулам бизнеса по статистике относится миллиардер Мишель Ферреро. Его компания – одна из крупнейших в Европе по производству шоколада. На втором месте – Бред Хьюз. Его автоматические камеры хранения вдоль автострад принесли состояние в 5 млрд. долларов. Третье место занимает Ральф Лаурен. Он заработал свои миллиарды на выпуске рубашек-поло с лошадью. На четвертом месте в рейтинге находится Джеф Бизос. Он владелец самого крупного в мире интернет-магазина . Пятое место принадлежит Таю Уорнеру. Он заработал миллиарды на выпуске плюшевых медведей.

Выводы

Как показывает статистика бизнеса, Россия сильно отстает от Западных стран. Но если правительство предпримет определенные шаги и пойдет на встречу ИП, то предприятий будет намного больше, что благоприятно скажется на экономике страны.

во всем мире является сегодня неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, главного работодателя во всех отраслях экономики. И я решил написать серию статей, в которых рассмотрим роль малого бизнеса в экономике некоторых развитых стран. Этими статьями я хочу развеять мнения многих скептиков, считающих, что малый бизнес себя изжил, что он поглощается крупным бизнесом. В статьях приведены только факты, которые говорят сами за себя.

Малый бизнес в США.

К относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек и объем производства или продаж которых не превышает 7000000 долларов. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, среди малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец малого бизнеса обходится без привлечения наемного персонала.

Малый бизнес в США — основной источник рабочих мест.

Малый бизнес в США всегда расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес – это 99% фирм страны, которые обеспечивают более половины всех рабочих мест. Малые бизнесы экспортируют более четверти товаров и услуг из США, регистрируют в 13 раз больше патентов, чем их крупные конкуренты. Сегодня в США насчитывается около 10 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек. Большинство из них имеет численность работников менее 20 человек.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. Американское малое предпринимательство развито во всех сферах экономики: малый бизнес действует и в торговле, и в производственной сфере. Он и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Некоторые американские источники утверждают, что до 20% малых фирм США начинают свою деятельность с капитала $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

Господдержка малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать малому бизнесу финансовую и консультационную помощь, содейство­вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

Господдержка малому бизнесу в США.

Малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай­мов АМБ предоставляет кредиторам государственные гарантии на часть ссужаемо­го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. АМБ сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг. АМБ сотрудничает и с крупными частными подрядчиками федерального правительства. Особенно при разработке политики, способствующей расширению участия малого бизнеса в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса. Проводит организацию и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций. Производит выпуск информационных материалов и пособий, выделение материальных средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса.

Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе. Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса. Практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам. В ее основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.
Поэтому малый бизнес дал возможность всем категориям населения (национальным меньшинствам, женщинам, гражданам с невысоким образовательным уровнем) быть конкурентоспособными на рынке труда, занимать должности, недосягаемые ими в крупных компаниях. Это подтверждается существенным приростом таких предприятий в последние годы. Например, количество фирм, владельцами которых являются испаноязычные граждане, выросло с 5,6 % в 2000 г. до 10,7% в 2012 г.

Как видим, экономика США немыслима без малого бизнеса, и поддержка, оказываемая малому бизнесу, способствует этому.

Малый бизнес в Японии.

К малому бизнесу в Японии относят предприятия с числом работающих менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, определяющий принадлежность к малому бизнесу. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать 100 млн. иен, для оптовой торговли - 50 млн. иен, а в розничной торговле - 10 млн. иен. В сферу мелкого и среднего бизнеса, таким образом, попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм.

Экономика Японии отличается от других развитых экономик минимальным участием государства. Государству принадлежит только монетный двор. Все остальное принадлежит частному капиталу. В хозяйстве Японии мелкие предприятия играют важнейшую роль: на их долю приходится до 99% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности и торговле.

Поддержка малого бизнеса в Японии.

Малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи­заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малому бизнесу вклю­чает следующие направления:

— обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - пря­мых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцио­нирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных кредитов. Благо­даря введению коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес. В 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

— поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель­ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

— сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ­держки.

Система финансирования малого бизнеса в Японии.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру­ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас­ти. При необходимости - с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка технического перевооружения производств малых бизнесов осуще­ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета. Проводится реализациия оборудования в рассрочку или предоставление его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних бизнесов, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред­приятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров. Компенсация составляет 2/3 расходов на повы­шение квалификации работников.

Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии.

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем.

В 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Это поддерживает , позволяет быстро возобновлять его деятельность, но никак не добавляет радости кредиторам.

Такая поддержка малому бизнесу позволяет ему играть все более растущую роль в экономике Японии. В Японии успешно существуют более 6,5 миллионов малых бизнесов. И не случайно Япония является одним из мировых лидеров по развитию малого бизнеса.

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Развитие малого предпринимательства вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, а так же отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Во всем мире взаимодействие власти и бизнеса строится на взаимовыгодной долгосрочной основе. При этом государство создает благоприятные и стабильные правовые условия для предпринимателей, формирует необходимую инфраструктуру поддержки, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат, устраняет административные барьеры, повышает конкурентоспособность национальной экономики. В свою очередь бизнесмены помогают власти финансировать социальные программы и приоритетные отрасли, поддерживают в экономике принцип добросовестной конкуренции, расширяют налогооблагаемую базу и организуют новые рабочие места.

В развитых странах государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется в самых разнообразных формах. Прежде всего это совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и реализация программ развития конкретных предприятий, информационно-консультационная помощь, льготное кредитование, дотации, налоговые льготы и др. – все, что создает более благоприятную среду для развития предпринимательства, выводит бизнес из теневого сектора экономики, увеличивает налогооблагаемую базу.

В странах со сложившей рыночно ориентированной экономикой – малое предпринимательство является самой массовой категорией субъектов предпринимательского бизнеса. МП в этих странах формируют конкурентные начала рыночной экономики, обеспечивают основную часть работающего населения рабочими местами, создают для крупного бизнеса необходимую инфраструктуру. Малое предпринимательство в развитых странах, является основой среднего класса и соответственно своеобразным индикатором стабильности общества этих стран. Уровень развития и состояния МП, темпы развития характеризуется рядом показателей (табл. 18, 19).

Таблица 18

Сравнительные экономические показатели деятельности

малых и средних предприятий (МСП) на середину 1990-х гг.

Число МСП тыс. Число МСП на 1000 чел. Занятость на МСП, млн. чел. Доля МСП в общей занятости, % Доля МСП в ВВП, %
Великобритания 13.6 50-53
Германия 18.5 50-52
Италия 16.8 57-60
Франция 15.2 55-62
Страны ЕС 15 770 63-67
США 19 300 74.2 70.2 50-52
Япония 49.6 39.5 52-55
Россия:** а) Малые предприятия 5.65 8.3 10-11

** Только малые предприятия, без индивидуальных предпринимателей.

Таблица 19

Роль малых и средних предприятий (МСП)

(Данные приведены в соответствии с национальными стандартами каждой страны на 1999-2000 гг., соответственно по Росси только по МП)

В последние годы в странах Западной Европы, в США и Японии малый бизнес представляет собой совокупность многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – мельчайшие предприятия (микропредприятия) с численностью занятых не более 20 человек.

Малые предприятия в развитых странах эффективны как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

США. В рыночной экономике США малый бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике и основой для ее устойчивого развития.

Что бы лучше понять роль МП для США приведем следующие данные: в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. На их долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обраба­тывающей промышленности - 21%. Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предприниматель­ству.

Приведем для примера классификацию отраслей в США, используя следующие показатели: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям (табл. 20).

Таблица 20

Отраслевая классификация в США (1986-1987 гг.)

Отрасль Вклад в национальный доход Занятость Предприятия частного сектора
млрд. USD долл. % тыс. Чел. % тыс. %
Сельское хозяйство, лесная промышленность 2.328
Добывающая Промышленность
Строительство
Обрабатывающая промышленность
Оптовая и розничная торговля
Финансы, недвижимость
Транспорт, связь
Услуги
Государственный сектор
Иностранный
Итого

На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия.

В США все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-Йоркской исследовательской фирмы Link re Sources, в 1993 г. в США полностью или частично работали на дому 39 млн чел., в том числе 6 млн – после основной службы.

Экономическая политика в области МП определяется в ежегодном докладе Президента США. Он представляется в трёх сечениях: политическом, экономическом, социальном. Политическая часть составляет основное содержание доклада: государственное регулирование, местное законодательство, научно-техническая и инновационная деятельность, объёмы выполненных государственных заказов, тенденции в финансировании. Идея доклада: «Правительство сделало всё, чтобы МП развивалось свободно и стабильно».

Основными показателями, определяющими государственную политику в области МП объявляются: создание новых рабочих мест (МП генерирует до 70-80% мест), конкурентная борьба, экономическое оздоровление.

По уровню МП определяются такие федеральные мероприятия как установление минимального уровня оплаты труда, требования к технике безопасности, защита окружающей среды, т.к. минимальная заработная плата в основном находится либо в МП, либо в крупных компаниях сферы услуг (гостиницы, больницы).

Китай. Малый и средний бизнес получил в Китае бурное развитие за годы проведения реформы и политики открытости и продолжает развиваться уверенными темпами.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 50,2% налоговых поступлений всей страны. В 2006 г. объем налоговых поступлений от частных предприятий вырос на 28,6%. Объем налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей вырос на 18,6%.

При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек. На конец 2006 г. в Китае насчитывалось не менее 42 млн. средних и малых предприятий, ими создаются до 75% рабочих мест в городах и поселках городского типа (табл. 21).

Таблица 21

Уровень развития малого предпринимательства в России и Китае

Вклад малого и среднего сектора в ВВП Китая составил 40%. Данный сектор стал важным фактором экономики Китая, стимулирующим рост ВВП, бюджетных доходов, занятости, а также обеспечивающим стабильность общества.

Малый бизнес все больше становится локомотивом инновационного развития китайской экономики. Данные предприятия производят все большую долю инновационной продукции, дают большое количество технических изобретений. Основная часть экспортной продукции Китая также производится на малых и средних предприятиях.

В Китае малые и средние предприятия считаются важнейшим источником экономического роста страны, который создает основную массу товаров и эффективно решает проблему занятости населения. Сфера малого предпринимательства стала неотъемлемой частью экономики Китая, которая создает конкурентноспособную инновационную продукцию и технологии, экспортируя их во многие страны мира.

Государство активно поддерживает малый и средний бизнес, для этого в Китае создана «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC), которая формирует условия для развития малого и среднего бизнеса.

Похожие публикации